в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Я наконец поняла, что меня так коробит в норвежской традиции давать отзыв и критику. И это меня радует, ведь гораздо легче знать, что тебе не нравится, чем чувствовать какие-то размытые чувства и не понимать, что происходит.

Итак, критика. Как у нас это делается? Прямо в лоб, быстро и эффективно.
"Непрааааавильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь..."
Резанули по яйцам, выпустили пар, поспорили, договорились, помирились, дело сделано, ошибки исправлены и все довольны.

Но если бы Кот Матроскин был норвежцем, он бы начал издалека:
"Надо же как ты интересно ешь бутерброд! Ничего себе! Я вижу, ты действительно творческий человек!"

То есть: сначала надо человека похвалить, даже если хвалить не за что. Моя подруга рассказывала, как однажды новая работница в книжном разложила книжки совсем не на ту полку. Но надо же было найти в этом что-то позитивное! Так вот подруга похвалила её за то, что та так смело и решительно взялась за задание. Другой бы ждал советов и приказов, а она - смело и решительно... наломала дров. Ну так зато СМЕЛО! и РЕШИТЕЛЬНО!

А потом Матроскин бы предложил вариант получше, но при этом предложил так, как будто этот новый вариант - так себе, фигня какая-то.
"А хочешь, я тебя научу, как еще можно? Все делают по-своему, конечно, но давай вместе с тобой попробуем. Конечно, я не могу ничего гарантировать, ну а вдруг будет лучше?"

Обязательно надо сделать вид, что это просто дружеская рекомендация. Даже если на самом деле это приказ начальства. А то ведь не дай бог, человек решит, что ты - мини-Гитлер какой-то. "Вмешательство Рэмона Дюфаэля в чужие дела абсолютно недопустимо!"

Кроме того, желательно подчеркнуть, насколько крошечные изменения требуются:
"Нет-нет-нет, даже не думай, я не требую, чтобы ты перевернул бутерброд вверх дном. Достаточно будет, если ты повернешь его, ну... скажем на 180 градусов..."

Вне зависимости от объема необходимых изменений, норвежец всегда будет говорить, что они "кроооошечные". Я думаю, что из-за этого норвежские школьники не очень-то блещут на международных исследованиях качества образования. Когда все вокруг постоянно говорят тебе, что надо только "чуть-чуть" исправить, невольно начинаешь верить в собственную непрогрешимость.

Поэтому как только меня кто-то из норвежцев начинает хвалить, то я сначала настораживаюсь. А то вдруг на горизонте сгущается сумрак? Когда после этого поступает "креативное предложение", я точно знаю: сейчас будут бить - возможно, ногами. А когда звучит вот это самое "чуть-чуть изменить", то я понимаю, что всё, кранты.

Иногда, правда, оказывается, что изменения требуются действительно крошечные. И тогда вместо облегчения я испытываю внутренний взрыв, потому что, черт возьми, чувак растрепал мне нервы из-за какой-то мелочи! Что, нельзя было сразу сказать, что у меня еда в зубах? Без этого настораживающего вступления?

А норвежцы, в свою очередь, офигевают от моей наглости. Ну разве можно просто взять и сказать, что дважды два - не пять? Надо сначала похвалить человека за то, что он сумел правильно написать цифры. А то, что результат вычислений неточный - ну так это мелочи... дело наживное.

Вот такие культурные коллизии.

@темы: academic writing, норвег и я, праведный гневЪ, философия, работа, жесть - как она есть, учёба, есть идея!, психоанализ

Комментарии
31.10.2015 в 21:52

Mind shall not falter nor mood waver
Мда. Тяжко это, наверное.
Если что, я считаю, что критика должна преподноситься конструктивно и спокойно, а не с ноги в челюсть, но это описанное в посте — имхо, перебор.
31.10.2015 в 21:55

gröf gröf kirkjagarðr sorðinn
А меня в последнее время чот подбешивать начала токсичность русскоязычной арт-среды именно тем, что тебя сначала обосрут, а потом только, так уж и быть, соизволят (возможно) объяснить, что конкретно им не понравилось.
31.10.2015 в 22:11

Лентяй и мечтатель. // Член Ордена Мрачного Хлебальника
жуть какая. Нет уж, лучше в лоб и сразу.
31.10.2015 в 22:51

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Himmelblau, да, я тоже за спокойноу и конструктивное. хотя я училась в художке и многое повидала ("эй, что это за нос? да это же огурец, а не нос!" и "так, эта часть натюрморта ушла в неведомое четвертое измерение"). я в принципе уже ни на что не обижаюсь. кроме сюсюканья, описанного выше

Шаман Синусоидная Рука, ну это тоже плохо, конечно :)

Koyomy, хехе, я, конечно, утрирую, но да. мне тоже кажется, что зачем тянуть кота за хвост?
31.10.2015 в 22:53

gröf gröf kirkjagarðr sorðinn
Вот художки наши как раз и культивируют такой подход. У нас как: если препод тебя не обосрал - считай, вообще на твою работу не посмотрел. А потом это переносится дальше и дальше. Мы варимся в этой среде и нам это кажется нормальным, но на самом деле чот не оч.
31.10.2015 в 23:09

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Шаман Синусоидная Рука, ну да, это тоже своего рода крайность. истина где-то посередине :wine:

У нас как: если препод тебя не обосрал - считай, вообще на твою работу не посмотрел.
точно! или посмотрел, но понял, что там всё просто БЕЗНАДЕЖНО
01.11.2015 в 21:45

gröf gröf kirkjagarðr sorðinn
Типа того, ага. И в итоге получается, что меньше всего пиздюлей прилетает самым неспособным, а способные наоборот огребают больше всех. Как следствие - колоссальный контраст самооценки и умения.
01.11.2015 в 23:36

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Шаман Синусоидная Рука, дауш, но с другой стороны в какой-то момент начинаешь забивать на это жирный гвоздь и возможно - возможно!! - становишься более сильной личностью. не знаю. :nope:
02.11.2015 в 00:36

gröf gröf kirkjagarðr sorðinn
Тут много факторов. Кто-то становится, кто-то нет. "То, что нас не убивает, делает нас мрачными злыми инвалидами" ©
02.11.2015 в 01:27

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
12.01.2016 в 21:41

There's no alternate universe. That's this one right here.
Мне этот рассказ напоминает одну шутку:
читать дальше
12.01.2016 в 21:45

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Eldija, хахаха, ну да, примерно так! :wine: