в начале было слово. и слово было в творительном падеже
upd: я совершенно забыла проапдейтить эту запись. прошу прощения у всех, кто отписался и предложил свои варианты решения
Мой горячо любимый викинг Гейр отбыл на конференцию для представителей профсоюзов в сфере образования. Целых два дня работники детских садов, школ и университетов будут обсуждать с политиками и друг с другом актуальные проблемы профсоюзного движения. Лейтмотивом встречи станет вопрос: кого представляет представитель профсоюзов?
Казалось бы, ответ лежит на поверхности: профсоюзы представляют работников в конфликте с работодателем. Но что делать, если конфликт назрел между несколькими работниками или между одним работником и устоявшейся системой?
Участникам конференции задали домашнее задание: им нужно придумать пути решения четырех сценариев из обычной профсоюзной жизни. Свои решения они потом будут обсуждать в группах и разыгрывать в сценках. Мне стало интересно, а к каким решениям придет Гейр?
Передаю содержание этих задачек вам. Интересно заметить следующее: сложность их решения зависит от культуры конкуренции/солидарности в обществе. В мега-конкурентном обществе и в мега-солидарном обществе решение этих задач не составляет никакой сложности. А что делать, если общество "стремится к солидарности", как в Норвегии, или является "сравнительно конкурентным", как в России?
1. Тут вам не детский сад!
Вы - представитель профсоюзов в детском саду. На одного из ваших коллег стали поступать жалобы от родителей и от коллег: он* злится на детей, ему не удается наладить с ними контакт. Он начал работать недавно, и у него мало опыта работы с детьми, поэтому, возможно, ему еще не удается выполнять свою работу на "отлично". Он и сам говорит, что ему пока сложно: столько новых обязанностей и непредвиденных сложностей! Но работа ему очень нравится и он готов совершенствоваться. А ведь если его уволить, то у него никогда не будет возможности совершенствоваться и учиться на ошибках. Кроме того, уволить госслужащего, как сами понимаете, сложновато: он может и в суд подать и получить бесплатного юриста от профсоюза. Да и вообще увольнения из государственных структур - это такая редкость, что уволив его, вы можете случайно поставить крест на всей его карьере. И даже если не дойдет дело до суда, то на нас ведь может посыпаться гнев масс-медия. И в любом случае, его увольнение нанесет ущерб детскому саду, потенциальные воспитатели будут обходить нас стороной, зная, что мы уволили человека до того, как он смог показать свой потенциал. А вдруг и нет этого потенциала? Может уволить его и попробовать кого-нибудь нового? Или как?
Решение: Надо прежде всего установить, насколько оправданы жалобы. И если они оправданы, надо дать воспитателю помощника, который будет ему давать советы, учить, как справляться в разных ситуациях и оценивать его успехи. В общем и целом: начальство ошиблось, делегировав это занятие представителям профсоюзов в надежде на то, что они помогут уволить сотрудника. Во-первых, это вопрос не в их компетенции. Во-вторых, теперь-то они точно знают, что начальство точит зуб на конкретного работника. Если выяснится, что опасения начальства ничем не подкреплены, то у профсоюзов будет лишний повод для контратак в будущем.
2. Злополучная экскурсия
Одному из учителей в школе директор предложил провести очень дорогостоющую экскурсию в рамках школьной программы. Такую дорогостоящую, что после ее проведения в статье бюджета школы, предназначенной для эскурсий, осталось ничтожно мало денег. И теперь остальные учителя недовольны тем, что те, не в пример скромные, экскурсии, которые они запланировали провести, накроются медным тазом. Что может доверенное лицо (представитель профсоюзов) сделать в этой ситуации, чтобы разрешить конфликт?
Решение: К сожалению, я неправильно поняла суть задания и исказила текст задачи. Поэтому прежде, чем дать решение, мне надо бы по-хорошему рассказать, как на самом деле звучала ситуация. Но это займет слишком много времени и уже малоактуально, ведь вы уже дали ответы на неправильно изложенную ситуацию.
3. Увлеченный профессор
Вы представляете профессоров в одном из университетов. Среди ваших подопечных есть один профессор, который считает задачей всей своей жизни воспитать поколение вдохновленных исследователей и заразить своим научным интересом студентов. Поэтому он проводит с ними гораздо больше регламентированного времени: дает консультации по семестровым работам в своем офисе, остается еще на полчаса после лекций, чтобы ответить на все вопросы, подробно отвечает на все имейлы и вопросы на форуме. Остальные профессора в бешенстве, ведь студенты, благодаря такому бескорыстному подвижничеству, стали ожидать такого же поведения от всех своих лекторов. Теперь они недовольны просто качественной работой лектора: им нужно, чтобы лектору можно было позвонить, написать имейл в любое время и они презрительно фыркают, когда учитель, посмотрев на часы, прерывает урок. Как вы разрешите этот конфликт?
Решение: Увы и ах, на коференции не было представителей ВУЗов, поэтому эту ситуацию участники не затрагивали. А жаль! Было бы интересно послушать мнение норвежских профсоюзов на эту тему.
4. Не пойду туда, не знаю, куда
У вас в школе есть одаренный и одухотворенный учитель естественных наук, занятия с которым - настоящий праздник для школьников. Одна беда: этот учитель никогда не ходит на собрания учителей, а ведь там сообщаются важные новости. А еще там учителя договариваются о программе, делятся методами, обсуждают динамику развития конкретных классов по конкретным предметам и налаживают межличностные контакты (ведь в конце-то концов, они вынуждены действовать сообща). Кроме того, норвежская учительская зарплата рассчитывается из двух частей: (1) сами уроки и (2) работа до и после уроков. Во вторую часть включаются такие вещи как подготовка к урокам, собрания, проверка домашних заданий и контрольных. Получается, что учитель, не ходящий на собрания, нарушает правила, по которым назначается зарплата. Однако учитель говорит, что он использует освобождающееся от собраний время на дополнительную подготовку к урокам. Он считает, что участие в собраниях дает гораздо меньше пользы, чем действительно сногсшибательных урок. Кто виноват и что делать?
Решение: Участники сошлись во мнении, что если это учитель, приближающийся к пенсии, то, скорее всего, его можно понять и простить, обязав его приходить только на самые-самые значительные собрания. Все равно в конце концов он уйдет на пенсию. Но если учитель в расцвете сил, тем более такой популярный, то его однозначно надо убедить в необходимости посещать собрания, так как за ним могут последовать другие, видя, что ему это сходит с рук. А остальные учителя могут начать строить против него и его последователей козни. В общем ни к каким положительным результатам это не приведет. Но стоит также уделить внимание наполнению собраний. Возможно, они действительно бесполезные и несодержательные. Возможно, у главного героя этой истории есть какие-то конструктивные предложения и идеи? Надо дать ему возможность высказаться, ибо наверняка не один он страдает от бессодержательности собраний, просто другие боятся об этом заявить.
На эти вопросы не существует правильного или неправильного ответа, тем они и интересны. Конечно, в реальной ситуации в таких историях было бы много подробностей и дополнительной информации, а также там были бы реальные люди со своей "химией", ваша собственная реакция на которую не преминула бы повлиять на ваше решение. То есть, в реальной жизни к каждой из этих четырех проблем можно было бы придумать миллионы комбинаций и усложнениям не было бы предела.
И все-таки, просто прочитайте, представьте себе и дайте ответ в комментах. Любой степени развернутости.
А послезавтра я напишу о том, как эти проблемы решили участники конференции.
_________________
*слово "он" во всех описанных случаях не индикация биологического пола, а замена слова "учитель" или человек. Речь может идти об учителе женского или мужского пола, я знаю, что абстрагироваться сложно, но попытайтесь
Мой горячо любимый викинг Гейр отбыл на конференцию для представителей профсоюзов в сфере образования. Целых два дня работники детских садов, школ и университетов будут обсуждать с политиками и друг с другом актуальные проблемы профсоюзного движения. Лейтмотивом встречи станет вопрос: кого представляет представитель профсоюзов?
Казалось бы, ответ лежит на поверхности: профсоюзы представляют работников в конфликте с работодателем. Но что делать, если конфликт назрел между несколькими работниками или между одним работником и устоявшейся системой?
Участникам конференции задали домашнее задание: им нужно придумать пути решения четырех сценариев из обычной профсоюзной жизни. Свои решения они потом будут обсуждать в группах и разыгрывать в сценках. Мне стало интересно, а к каким решениям придет Гейр?
Передаю содержание этих задачек вам. Интересно заметить следующее: сложность их решения зависит от культуры конкуренции/солидарности в обществе. В мега-конкурентном обществе и в мега-солидарном обществе решение этих задач не составляет никакой сложности. А что делать, если общество "стремится к солидарности", как в Норвегии, или является "сравнительно конкурентным", как в России?
1. Тут вам не детский сад!
Вы - представитель профсоюзов в детском саду. На одного из ваших коллег стали поступать жалобы от родителей и от коллег: он* злится на детей, ему не удается наладить с ними контакт. Он начал работать недавно, и у него мало опыта работы с детьми, поэтому, возможно, ему еще не удается выполнять свою работу на "отлично". Он и сам говорит, что ему пока сложно: столько новых обязанностей и непредвиденных сложностей! Но работа ему очень нравится и он готов совершенствоваться. А ведь если его уволить, то у него никогда не будет возможности совершенствоваться и учиться на ошибках. Кроме того, уволить госслужащего, как сами понимаете, сложновато: он может и в суд подать и получить бесплатного юриста от профсоюза. Да и вообще увольнения из государственных структур - это такая редкость, что уволив его, вы можете случайно поставить крест на всей его карьере. И даже если не дойдет дело до суда, то на нас ведь может посыпаться гнев масс-медия. И в любом случае, его увольнение нанесет ущерб детскому саду, потенциальные воспитатели будут обходить нас стороной, зная, что мы уволили человека до того, как он смог показать свой потенциал. А вдруг и нет этого потенциала? Может уволить его и попробовать кого-нибудь нового? Или как?
Решение: Надо прежде всего установить, насколько оправданы жалобы. И если они оправданы, надо дать воспитателю помощника, который будет ему давать советы, учить, как справляться в разных ситуациях и оценивать его успехи. В общем и целом: начальство ошиблось, делегировав это занятие представителям профсоюзов в надежде на то, что они помогут уволить сотрудника. Во-первых, это вопрос не в их компетенции. Во-вторых, теперь-то они точно знают, что начальство точит зуб на конкретного работника. Если выяснится, что опасения начальства ничем не подкреплены, то у профсоюзов будет лишний повод для контратак в будущем.
2. Злополучная экскурсия
Одному из учителей в школе директор предложил провести очень дорогостоющую экскурсию в рамках школьной программы. Такую дорогостоящую, что после ее проведения в статье бюджета школы, предназначенной для эскурсий, осталось ничтожно мало денег. И теперь остальные учителя недовольны тем, что те, не в пример скромные, экскурсии, которые они запланировали провести, накроются медным тазом. Что может доверенное лицо (представитель профсоюзов) сделать в этой ситуации, чтобы разрешить конфликт?
Решение: К сожалению, я неправильно поняла суть задания и исказила текст задачи. Поэтому прежде, чем дать решение, мне надо бы по-хорошему рассказать, как на самом деле звучала ситуация. Но это займет слишком много времени и уже малоактуально, ведь вы уже дали ответы на неправильно изложенную ситуацию.
3. Увлеченный профессор
Вы представляете профессоров в одном из университетов. Среди ваших подопечных есть один профессор, который считает задачей всей своей жизни воспитать поколение вдохновленных исследователей и заразить своим научным интересом студентов. Поэтому он проводит с ними гораздо больше регламентированного времени: дает консультации по семестровым работам в своем офисе, остается еще на полчаса после лекций, чтобы ответить на все вопросы, подробно отвечает на все имейлы и вопросы на форуме. Остальные профессора в бешенстве, ведь студенты, благодаря такому бескорыстному подвижничеству, стали ожидать такого же поведения от всех своих лекторов. Теперь они недовольны просто качественной работой лектора: им нужно, чтобы лектору можно было позвонить, написать имейл в любое время и они презрительно фыркают, когда учитель, посмотрев на часы, прерывает урок. Как вы разрешите этот конфликт?
Решение: Увы и ах, на коференции не было представителей ВУЗов, поэтому эту ситуацию участники не затрагивали. А жаль! Было бы интересно послушать мнение норвежских профсоюзов на эту тему.
4. Не пойду туда, не знаю, куда
У вас в школе есть одаренный и одухотворенный учитель естественных наук, занятия с которым - настоящий праздник для школьников. Одна беда: этот учитель никогда не ходит на собрания учителей, а ведь там сообщаются важные новости. А еще там учителя договариваются о программе, делятся методами, обсуждают динамику развития конкретных классов по конкретным предметам и налаживают межличностные контакты (ведь в конце-то концов, они вынуждены действовать сообща). Кроме того, норвежская учительская зарплата рассчитывается из двух частей: (1) сами уроки и (2) работа до и после уроков. Во вторую часть включаются такие вещи как подготовка к урокам, собрания, проверка домашних заданий и контрольных. Получается, что учитель, не ходящий на собрания, нарушает правила, по которым назначается зарплата. Однако учитель говорит, что он использует освобождающееся от собраний время на дополнительную подготовку к урокам. Он считает, что участие в собраниях дает гораздо меньше пользы, чем действительно сногсшибательных урок. Кто виноват и что делать?
Решение: Участники сошлись во мнении, что если это учитель, приближающийся к пенсии, то, скорее всего, его можно понять и простить, обязав его приходить только на самые-самые значительные собрания. Все равно в конце концов он уйдет на пенсию. Но если учитель в расцвете сил, тем более такой популярный, то его однозначно надо убедить в необходимости посещать собрания, так как за ним могут последовать другие, видя, что ему это сходит с рук. А остальные учителя могут начать строить против него и его последователей козни. В общем ни к каким положительным результатам это не приведет. Но стоит также уделить внимание наполнению собраний. Возможно, они действительно бесполезные и несодержательные. Возможно, у главного героя этой истории есть какие-то конструктивные предложения и идеи? Надо дать ему возможность высказаться, ибо наверняка не один он страдает от бессодержательности собраний, просто другие боятся об этом заявить.
На эти вопросы не существует правильного или неправильного ответа, тем они и интересны. Конечно, в реальной ситуации в таких историях было бы много подробностей и дополнительной информации, а также там были бы реальные люди со своей "химией", ваша собственная реакция на которую не преминула бы повлиять на ваше решение. То есть, в реальной жизни к каждой из этих четырех проблем можно было бы придумать миллионы комбинаций и усложнениям не было бы предела.
И все-таки, просто прочитайте, представьте себе и дайте ответ в комментах. Любой степени развернутости.
А послезавтра я напишу о том, как эти проблемы решили участники конференции.
_________________
*слово "он" во всех описанных случаях не индикация биологического пола, а замена слова "учитель" или человек. Речь может идти об учителе женского или мужского пола, я знаю, что абстрагироваться сложно, но попытайтесь

2) поискать спонсоров для оплаты части дорогой экскурсии, выискать возможность скидок для группы, оповестить родителей о ситуации, предложить им оплатить часть расходов либо выбрать, куда их дети хотят больше - в Грецию смотреть руины или просто три раза сходить в музеи попыриться на динозавров и картины. Перенести дорогую экскурсию на конец года, использовав для нее все средства, что останутся в бюджете после других экскурсий, при этом других экскурсий по предмету не проводить. И вообще недурно бы узнать, хочет ли кто-то туда ехать.
3) однозначно инициативу профессора карать не стану. Таких преподавателей помнят всю жизнь, к ним детей своих отправляют учиться, они делают имя университету. С другой стороны, требовать того же от всех тоже нельзя. Я бы по возможности ввела премирование за такую работу, чтобы мотивировать остальных и подчеркнуть исключительный статус такого преподавания.
4) пересмотреть частоту и необходимость проведения собраний - может, на них не ходят, так как они бессмысленны? Предложить учителю писать отчеты и рекомендации в свободное время, обязать посещать хотя бы N процентов самых важных собраний. Не отставать от сего дарования, звать на ковер, призвать проводить открытые уроки, раз уж он так любит их круто составлять.
Второй случай не совсем раскрыт. Экскурсия стоит дорого, потому что она супер-познавательная, полезная, очень крутая? Потому что если на одной чаше весов экскурсия в краеведческий музей, центральный парк и в собор (все эти места ученики в принципе могут посетить и сами, например, в рамках того же школьного задания), а на другой - поездка в какой-нибудь Серенгети, то тут и вопросов быть не может. А вот если это экскурсия в тот же краеведческий музей, но на другом конце страны и деньги угрохаются в основном на дорогу - тут можно посмотреть более бюджетные альтернативы с расчётом не обидеть других учителей. А почему бы не спросить у учеников, куда им интересней будет сходить на экскурсию?
Третий случай имел место в моей личной практике. Правда, мы, вероятно, были нерадивыми студентами и от математички бегали, как от чумы, а она отчего-то решила перекрестить нас, гуманитариев, в адептов тригонометрии и заставляла приходить на занятия то к семи утра, то едва не ночью >_<: тут, полагаю, нужно провести беседу со студентами - возможно, проговорить обязанности преподавателей, чтобы всем стало понятно, что никто времени и знаний не зажимает и всё делается по регламенту. А регламент существует ещё и для правильного распределения нагрузки на сознательных студентов, которые в противном случае начнут переутомляться пачками, и делов.
Четвёртый случай. Вот тут я на стороне преподавателя. Его методы оправдывает фраза "...занятия с которым - настоящий праздник для школьников". Если умеет построить урок таким образом - пусть продолжает в том же духе. Это случай, когда себе дороже разбирать то, что хорошо работает, и зарплату его на месте руководства я тоже оставила в покое.
мне оч. понравились все, супер!
насчет ответа 3: я бы ооооочччень хотела, чтобы эта философия распростанилась на Норвегию! здесь академикам платят хорошие зарплаты, но вся интеракция со студентами настолько формализована, что большинство профессоров не видят, что они вообще-то вдохновители, а не рассказыватели фактов.
Фай Лигаментиа, спасибо! классно
не, ну экскурсия в Серенгети - это классно. только нехорошо получается, если в такую клевую экскурсию поехал только один класс и один учитель из всей школы
насчет четвертого: печально то, что он создает вокруг себя ореол одинокого гения, и это может ему навредить впоследствии. ведь люди собираются на собрания не только для серьезных обсуждений, но еще и чтобы притереться друг к другу. человек регулярно избегающий таких собраний портит атмосферу в коллективе даже если он это делает не специально. у людей может сложиться впечатление, что он указывает им на место, что может повлечь за собой травлю
2. затрудняюсь ответить, но меня смущает вот эта часть: "Одному из учителей в школе директор предложил.." сразу возникает вопрос, а учителю оно надо? а в остальном согласна с предложенными выше вариантами.
3. ситуация на самом деле не так проста, как кажется: проблема не в немотивированности остальных преподавателей, а в
отсутствии личной жизниизлишней увлечённости одного профессора и повышенных (в результате этого) требований у студентов ко всем остальным преподавателям. если просто давать ему премию за старание, то это только обострит конфликт, а не повысит мотивацию других преподов.4. А еще там учителя договариваются о программе, делятся методами пусть приходит и делится с другими своей гениальностью, глядишь - все начнут проводить сногсшибательные уроки))
1. спасибо!
2. "Одному из учителей в школе директор предложил.." сразу возникает вопрос, а учителю оно надо? ну давайте представим, что он тоже очень хотел съездить и вернулся счастливый
3. позиция понятно
4. ну, понятно, что пусть приходит, но если он говорит "не хочу, нет времени, надо готовится" или "я приду, но не на этой неделе" и не приходит. что делать?
2. предположим, что экскурсия уже состоялась, все съездили, всем понравилось, деньги потрачены. самый рациональный подход, на мой взгляд, искать спонсоров, которые будут готовы оплатить остальные "не в пример скромные, экскурсии" - это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и обычно этим занимается руководство школы (которое и создало эту ситуацию). решать этот вопрос за счет родителей неправильно - далеко не каждый сможет оплатить даже недорогую экскурсию. на будущее - руководству стоит иначе подходить к распределению бюджета, например, выделять равные части на поездки для каждого учителя.
3. ну, если студенты начали презрительно фыркать в адрес остальных преподавателей, необходимо провести разъяснительную беседу со студентами, раз им непонятно, что звонить и писать лектору в личное время недопустимо. но раз уж у студентов возникают вопросы и есть потребность получать больше информации, хорошо бы выделить им время и класс для группового обучения, где они сами смогут сформулировать наиболее значимые для них вопросы по каждому предмету, на которые найти ответ самостоятельно у них не получается. затем передавать списки вопросов преподавателям, чтобы те могли корректировать свои лекции с учётом этих вопросов в отведённое для подготовки к лекциям время (в ставку преподавателя входят оплачиваемые часы для подготовки к занятиям).
4. с одной стороны, я очень понимаю учителя, т.к. сама не всегда понимала целесообразности проводимых начальством собраний, особенно, когда они ежедневно сжирали час от рабочего времени. но подход по принципу "не хочу, нет времени, надо готовится" или "я приду, но не на этой неделе" является прямым нарушением дисциплины и обязанностей учителя. тем более, что ставка учителя предполагает наличие оплачиваемых часов для подготовки к занятиям, и уж если ему не хватает этого времени - это его проблема, а не повод не посещать собрания. как руководству гуманно решить этот вопрос? рассматривать на собрании общие вопросы в первую очередь, частные разбирать в индивидуальном порядке. проводить собрания по делу и с адекватной частотой. учитель, сколь бы праздничные уроки он ни проводил, должен понимать, что он работает в системе, а не даёт дома частные уроки.
2. понятнее
3. угу, теперь понятнее
4. понятненько
2. Если руководству школы хочется провести какую-то потрясающую экскурсию, то, думаю, можно на такое право устроить конкурс классов и учителей. Возможно, у других преподавателей будут идеи, которые окажутся лучше той, что задумывалась изначально. А бюджет оставшихся экскурсий можно попробовать добрать поиском тех же спонсоров и сократив расходы на основную экскурсию года.
На остальные два времени сейчас не хватает, попозже допишу)
я слоупоук!