в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Есть у меня подруга, которая изучает так называемые "development studies". Это такая сложно сочиненная дисциплина, которая пытается изучать так называемые "развивающиеся страны": то, как они развиваются и как "развитые страны" могут помочь им в развитии. Соответственно, у них на курсе немало представителей этих развивающихся стран, которых их многочисленные родины послали в Норвегию, чтобы они обучились, сделали выводы и вернулись обратно - поднимать целину.
И вот одна из этих студенток из какого-то государства Африки рассказала моей подруге, как она упала с велосипеда и никто из прохожих не подошел, не спросил, как она, не нужна ли ей помощь. А упала она очень больно, ничего не сломала, но знаете, как это бывает. Можно отделаться порезами и синяками, но боль поначалу просто ужасная. И никто ведь не подошел и не помог.
Казалось бы, стандартная ситуация, культурный шок, холодные и бесчувственные норвежцы, и можно поахать и поохать и на этом закончить. Но тут наша африканка делает следующий вывод: "Дело в том, что в Норвегии люди жадные."
И тут понимаешь, что тебе не хватает какого-то кусочка логической цепочки, без которого ее высказывание так же обоснованно как "Вода мокрая, поэтому она кусается." И тогда африканочка объясняет, что она ведь, конечно, понимает, что любой человек, который подойдет и поможет ей, рискует. Ему ведь придется заплатить за все ее медицинские расходы. А вдруг там перелом? Или требуется операция? Человек ведь не знает, на что он подписывается! Однако, продолжает африканочка, на самом деле у норвежцев полно денег. Это если бы человек в Африке прошел бы мимо и не помог, то она бы поняла: он бедный, не может заплатить за ее медицинские издержки. Но в Норвегии люди покупают кофе за десять долларов! Ну, предположим, не попьет он своего кофе три дня... ну даже если неделю не попьет... так зато человека спас! Но нет, жадные они все. А еще, честно призналась она, я бы на самом деле вернула бы ему эти деньги. Подумаешь.. деньги..
И тут ты понимаешь, что человек рассказывает о какой-то ситуации из родной культуры, в которой законы или нормы поведения предписывают помогающему оплатить издержки за того, кому он помог. Или даже еще хуже: в которой жертва легко может обвинить попытавшегося оказать помощь прохожего в том, что именно он ее покалечил, а поэтому должен выплатить издержки за лечение. И это общество, в котором медицинские услуги недоступны большей части населения. Вот такая это страна. На Норвегию похожа мало.
Когда девушке объяснили, что ее трактовка ситуации не соответсвует действительности, она была в корне несогласна и говорила, что даже если этой нормы поведения нет в норвежском обществе по отношению к норвежцам, то она вполне может быть по отношению к иностранцам. И ведь даже если бы она признала, что ее суждение неверно, все равно попади она в эту ситуацию еще раз, ее первой мыслью было бы: они жадные! И только потом была бы поправка на новые правила в новом обществе.
Потому что первый отклик всегда более нерациональный, эмоциональный, основанный на привычках.
И, кстати, прежде чем вы начнете обвинять африканцев в глупости, предупрежу: это правило работает в обоих направлениях. Норвежцы тоже было купили в 1952 году для одного индийского штата флотилию дизельных лодок. И рассуждали правильно - с точки зрения своей культуры: "Эти люди ловят рыбу, но у них слишком плохие, дремучие лодки. Купим им новые хорошие лодки, и они станут богатыми и счастливыми." Но оказалось, что распространение современных лодок чуть не уничтожило поголовье рыбы, создало огромные и неоправданные социальные различия К счастью, когда лодки стали ломаться от некорректного использования, никто не знал, как их починить, и их скоро забросили.
Кстати, а вы становились жертвой превратности жизненного опыта? Поделитесь
И вот одна из этих студенток из какого-то государства Африки рассказала моей подруге, как она упала с велосипеда и никто из прохожих не подошел, не спросил, как она, не нужна ли ей помощь. А упала она очень больно, ничего не сломала, но знаете, как это бывает. Можно отделаться порезами и синяками, но боль поначалу просто ужасная. И никто ведь не подошел и не помог.
Казалось бы, стандартная ситуация, культурный шок, холодные и бесчувственные норвежцы, и можно поахать и поохать и на этом закончить. Но тут наша африканка делает следующий вывод: "Дело в том, что в Норвегии люди жадные."
И тут понимаешь, что тебе не хватает какого-то кусочка логической цепочки, без которого ее высказывание так же обоснованно как "Вода мокрая, поэтому она кусается." И тогда африканочка объясняет, что она ведь, конечно, понимает, что любой человек, который подойдет и поможет ей, рискует. Ему ведь придется заплатить за все ее медицинские расходы. А вдруг там перелом? Или требуется операция? Человек ведь не знает, на что он подписывается! Однако, продолжает африканочка, на самом деле у норвежцев полно денег. Это если бы человек в Африке прошел бы мимо и не помог, то она бы поняла: он бедный, не может заплатить за ее медицинские издержки. Но в Норвегии люди покупают кофе за десять долларов! Ну, предположим, не попьет он своего кофе три дня... ну даже если неделю не попьет... так зато человека спас! Но нет, жадные они все. А еще, честно призналась она, я бы на самом деле вернула бы ему эти деньги. Подумаешь.. деньги..
И тут ты понимаешь, что человек рассказывает о какой-то ситуации из родной культуры, в которой законы или нормы поведения предписывают помогающему оплатить издержки за того, кому он помог. Или даже еще хуже: в которой жертва легко может обвинить попытавшегося оказать помощь прохожего в том, что именно он ее покалечил, а поэтому должен выплатить издержки за лечение. И это общество, в котором медицинские услуги недоступны большей части населения. Вот такая это страна. На Норвегию похожа мало.
Когда девушке объяснили, что ее трактовка ситуации не соответсвует действительности, она была в корне несогласна и говорила, что даже если этой нормы поведения нет в норвежском обществе по отношению к норвежцам, то она вполне может быть по отношению к иностранцам. И ведь даже если бы она признала, что ее суждение неверно, все равно попади она в эту ситуацию еще раз, ее первой мыслью было бы: они жадные! И только потом была бы поправка на новые правила в новом обществе.
Потому что первый отклик всегда более нерациональный, эмоциональный, основанный на привычках.
И, кстати, прежде чем вы начнете обвинять африканцев в глупости, предупрежу: это правило работает в обоих направлениях. Норвежцы тоже было купили в 1952 году для одного индийского штата флотилию дизельных лодок. И рассуждали правильно - с точки зрения своей культуры: "Эти люди ловят рыбу, но у них слишком плохие, дремучие лодки. Купим им новые хорошие лодки, и они станут богатыми и счастливыми." Но оказалось, что распространение современных лодок чуть не уничтожило поголовье рыбы, создало огромные и неоправданные социальные различия К счастью, когда лодки стали ломаться от некорректного использования, никто не знал, как их починить, и их скоро забросили.
Кстати, а вы становились жертвой превратности жизненного опыта? Поделитесь

отвечая на вопрос: это довольно нормально в Норвегии, особенно если вы упали сами. то есть, я думаю, что если в вашем падении повинен кто-то, то этот кто-то уделит вам внимание, а если сами упали, то люди пройдут мимо. исключение: если у вас и правда что-то переломано и вы даже встать не можете. тогда, думаю, помогут, но все равно лучше позвать на помощь.
я думаю, как ни абсурдно это звучит, игнорирование в этом случае - знак вежливости. они тем самым говорят: "Чувак, ты упал, ты сейчас не в лучшей форме, ты так сглупил, ты гримасничаешь от боли и тебе, конечно стыдно за то, что все так получилось. Но я сделаю вид, что я тебя не вижу, поэтому не думай, что я смеюсь над тобой или тебя осуждаю или думаю "такой большой, а ездить не научился""
это во-первых, то есть попытка помочь человеку не потерять лицо
во-вторых, норвежцы побаиваются незнакомцев. опять же, они просто не хотят влезать в чью-то жизнь в грязных сапожищах, невежливо это (и не хотят, чтобы другие влезали)
в-третьих, здесь могло действительно оказать влияние то, что она темнокожая. не то что бы расизм присущ норвежской культуре больше, чем другим культурам, но полностью снимать его со счетов не следует
в-четвертых, есть множество региональных различий. например, в деревне люди более отзывчивы, чем в городе, и они могут помочь просто потому что "мало интересного происходит"
и вот по поводу игнорировния как знака вежливости - я согласна целиком и полностью. мне, например, жутко неудобно и неловко что я взяла и упала/споткнулась.
А вообще, я рискну предположить, что законы там стандартные - просто если ты привез кого-то в больницу, при отсутствии других людей тебе придется стать гарантом, а это действительно рискованно.
наверное, как-то так и есть
Получается, что в этой неведомой африканской стране несмотря на возможные последствия все равно подходят и помогают.
не исключено. разные культуры. норвежцы не очень любят, когда кто-то считает их слабыми, даже если на то есть объективная причина.
не во всех странах идеальная судебная и правовая система. и не во всех странах честные люди. это ты тоже оцениваешь из своего опыта.
А вообще проблема с интерпретациями тут слишком велика.Сама история уже испорченный телефон. Африканка интерпретировала ситуацию по-своему - из каких соображений мы не знаем. Европейка выслушала ее и опять интерпретировала, исходя из своих представлений о родине африканки. Потом пересказала другой европейке - и еще один виток интерпретаций. И сейчас мы опять интерпретируем исходя из наших представлений. Забавно получается.
то есть правильных и годных объяснений в этой ситуации может быть много (я набросала наскоро четыре варианта, и они все могли действовать одновременно в равной мере), но жадность вообще никак не подходит. и это показалось странным и мне, и моей подруге и все другим европейцам, присутствовавшим при разговоре.
И еще один вариант стоит упомянуть - людям свойственно цепляться за свои стереотипы о других нациях. Например, если у какой-нибудь европейки существует стереотип о японцах, что они похотливые ксенофобы, то отказ японца переспать с ней она расценит как подтверждение его ксенофобии, а не как опровержение его похотливости. Если у девицы существует в голове представление о норвегах, что они вежливые, но прижимистые (кстати, уже пару раз слышал), то она может найти подтверждение этого тезиса даже в таком, казалось бы, не связанном с деньгами происшествии.
Так что судить по одной-единственной представительнице культуры о каких-то нормах, которые наличествуют в этой культуре - несколько поспешно.
не берусь судить о том, совпадает ли опыт африканки в моем рассказе с опытом всех африканцев или каким-то чертам африканской культуры. никогда этого не утверждала.