в начале было слово. и слово было в творительном падеже
апдейт: Люсбаккен подал в отставку

Вот вы говорите: коррупция, злоупотребление полномочиями и откаты - это всего лишь производная от человеческой жадности. Жадность - явление общечеловеческое, если не сказать - животное, а поэтому никому из нас не чужда. Поэтому, рассуждаете вы, коррупция - это так, зыбь, помехи. Не украдет Путин, так украдет кто-то другой. Не украдет другой, украдет третий.

И еще, продолжаете вы, ведь в той же благополучной Норвегии тоже есть коррупция? Или нет?

Вот я в наставление некоторым из вас приведу самый вопиющий и скандальный случай норвежской "коррупции" последних нескольких недель. Даже не коррупции, а злоупотребления полномочиями. Читайте дальше, но знайте, что вам станет стыдно. Этот скандальный случай уже неделю не сходит с заголовков газет. Все вовлеченные стороны выставлены на осуждение общества, и вот-вот подадут в отставку. Итак - коррупцию в студию!

А дело все обстояло так: министр по делам детей и юношества, равноправия и интеграции, а также возможный новый лидер Социалистической левой партии, Аудун Люсбаккен, был на днях обвинен в страшных, страшных вещах. Теперь поставлено под вопрос не только будущее его как лидера партии, но также его карьера министра. Дело в том, что осенью 2011 года, Люсбаккен дал наводку одной знакомой из юношеского крыла Социалистической левой партии. Девушка хотела организовать курс самообороны для представительниц прекрасного пола, особенно в связи с участившимися случаями изнасилования в столице. Но для организации подобного курса требуются средства: на оплату тренеров, на аренду зала, рекламу и т.д. Тогда Аудун по старой дружбе посоветовал девушке-организатору подать заявку на государственное пособие для проведение курса. Соответственно, заявку рассматривало его министерство и чек на ошеломительные, баснословные 154.000 новрежских крон (почти четыре средних месячных заработков в Норвегии*) был выписан. Теперь же журналисты разузнали, что по закону в таких случаях Люсбаккен должен был назначить комиссию и провести конкурс (!) среди всех организаций, готовых предоставить услуги, а не выдать деньги первой предложившей. И именно в этом состоит его, министра, стыд и позор. Некоторые депутаты уже требуют отставки.

Случай, по российским меркам, совершенно мелкий. Сумма - ничтожна. Цель, на которую ушли средства, не лишена благородности и пользы. Даже смешно становится, что у норвежцев есть время думать о таких мелочах, возмущаться ими. Не верится, что Люсбаккен во всех средствах массовой информации вынужден извиняться за свой проступок и говоритт следующее: "Ошибок невозможно избежать, иногда они случаются. Я бы хотел, чтобы меня оценивали по моей способности признавать ошибки, выдерживать критику и исправляться." Такое впечатление, что этот человек как минимум переписал Статойл на свое имя, а не выдал средства из бюджета на обучение девушек самообороне!

И тем не менее, этот случай (как и многие другие) показывает как общество ДОЛЖНО относится к злоупотреблениям этого рода для того, чтобы пресечь их. Возмущение по поводу того, что ТВОИ налоги были распределены не в соответствии с законодательством - это вполне нормальное возмущение, и не важно, о какой сумме идет речь, и на какие цели эта сумма была выделена. Это как термометр здорового общества: есть возмущение, значит обществу не все равно. Значит общество само выдавило из себя жадность. Я не хочу становиться рупором Навального, но меня привлекает его идея показательного, сурового наказания за экономические преступления. Преступник должен сидеть. Если преступник украл из общей казны, он своровал у всех и каждого. Как только воры среди больших шишек сядут в тюрьму, новые представители власти будут поступать справедливо, если не в соответствии с совестью, то в соответствии с законом. И общество, всеми доступными ему средствами (СМИ, полиция, частные предприниматели) будет вечно у них на хвосте.

Аминь.

______________________________
*согласно Statistisk Sentralbyrå, 2010

@темы: res publica, норвег и я, есть идея!

Комментарии
01.03.2012 в 21:58

Faber est suae quisquie fortunae
А не может ли быть такого, что данного министра с этим маленьким нарушением выдернули, как морковку из грядки, и трясут его, в то время как более крупные нарушения лучше замаскированы и им просто-напросто не придается огласки. В России тоже ведь иногда отдают на растерзание прессы какого-нибудь миллионного вора, а миллиардные чаек попивают мирно.
Зато люди умиротворенно думают, вот, мол, у нас тут меньшее из зол.
01.03.2012 в 22:07

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Tymora, а вот для проверки этой гипотезы я предлагаю Вам лично съездить в Норвегию и предложить взятку любому должностному лицу при исполнении обязанностей. И посмотреть на реакцию. В лучшем случае попросят убрать, в худшем - заведут дело.

Понимаете, уже само выражеение "отдать на растерзание прессы" попахивает постсоветчиной. Это только на постсоветском пространстве пресса - домашняя собачка, которой власти говорят "фас!". В Норвегии журналисты - дикие и независимые волки, отслеживающие добычу самостоятельно. Они живут тем, что пытаются расследовать экономические махинации, этим они зарабатывают и деньги и, что немаловажно, репутацию. И никто из власть придержащих не застрахован от журналистского расследования. Никто. Так как, чем больше и значительнее "добыча", тем больше очков в ЧСВ журналиста.
01.03.2012 в 23:27

Faber est suae quisquie fortunae
Да конечно же, у меня никто никогда взятку не возьмет, да и отката тоже! Причем тут лично я? Я писала про совершенно другой уровень и другие размеры. И вообще, зачем переходить на личности?=)

По поводу журналистики и "попахивает постсоветчиной" - собственно, абзац и был написан непосредственно про Россию.
Кстати, "власть предержащих", а не "придержащих"...

Четвертая власть и свобода прессы - это прекрасно и Вами описано ярко и романтично, но я-то писала о совершенно других обстоятельствах.

Вашу позицию я поняла так: а) в Норвегии коррупция существует в весьма ограниченных размерах и б) менталитет общества достиг того уровня, когда с коррупцией не смиряются, а резко осуждают.
Хорошо, если все это действительно так, как Вы описываете.

Как Вы считаете, почему именно в Норвегии такая замечательная ситуация?

Мне приходилось слышать и иные мнения о коррупции и ее размерах, речь шла о ситуации в Германии и Италии.
02.03.2012 в 00:03

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Tymora, извините, не хотела Вас обидеть. я просто привела пример того, что с коррупцией здесь не хотят мириться ни на каком уровне. возможно, это неубедительный пример. Да, в Италии с коррупцией тоже очень плохо, наверное так же, как и в России. про Германию ничего не знаю, к сожалению.

Как Вы считаете, почему именно в Норвегии такая замечательная ситуация?
Я думаю, что потому что у Норвегии не было такого ужасного исторического опыта, когда коррупция была на каждом шагу. Норвегия вступила в 20-ый век как одно из беднейших государств Европы, но при этом жители страны были вовлечены в политические процессы. Демократическое общество создалось не на основе резкого переворота, а путем долгого процесса налаживания компромисса между рабочими и владельцами предприятий, между тонюсенькой прослойкой буржуазии и огромным пластом рабочих, в том числе бывших крестьян. Постепенно границы демократии расширялись: если в середине 19 века голосовать имели право только землевладельцы, то постепенно право голоса получили все мужчины, а затем и женщины. Все эти победы демократии не свершились за один день, а стали результатом долгой борьбы одних текстов с другими текстами. Традиции прессы и политические традиции передавались из поколения в поколение, проблемы политической этики поднимались в драмах Ибсена, и до сих пор поднимаются в тех же норвежских детективах, которые в отличие от наших гораздо более политизированы. Поэтому когда в Норвегии нашли нефть (в1969 году), основы честной и прозрачной политики были заложены: власть знала, чем рискует, если нефтяные деньги превратятся в мраморные виллы на Канарах.

Понятное дело, что Россия прошла через совсем другую историю. Нет смысла подробно описывать советский союз с его "свободой прессы" и отсутствием обратной связи между властью и народом... Россия не сможет наверстать Норвегию. Но мне кажется, что наказание - оно понятно даже котенку. Кроме того, растет новое поколение, которое уже не хочет воровать как в девяностых, которое не жило при совке и не готово лизать подметки чиновникам. Такие люди должны занять посты во власти.
02.03.2012 в 00:06

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Tymora, еще раз извините за переход на личности. я только из риторических побуждений :friend:
02.03.2012 в 15:14

Faber est suae quisquie fortunae
Кроме того, растет новое поколение, которое уже не хочет воровать как в девяностых, которое не жило при совке и не готово лизать подметки чиновникам.

Ах, если БЫ =)

Это слишком идеалистическая картина. И вот еще вопрос: непонятно, к чему же оно, это поколение, готово=) Чего оно хочет, а не чего не хочет=)
02.03.2012 в 19:49

Серебро и лёд
Мимо проходила, возмутилась на это "если БЫ", потом задумалась.
Кроме того, растет новое поколение, которое уже не хочет воровать как в девяностых, которое не жило при совке и не готово лизать подметки чиновникам. - с одной стороны, это верно. Только не похоже, чтобы власть захотела подвинуться и освободить посты для таких людей, пока занятие постов = принятию правил игры, по большей части. Ну или можно какое-то время повоевать с системой и сдохнуть задолбаться. И это не целостное "поколение", это некоторая часть людей (подозреваю, что в основном не сильно пуганных жизнью, либо уже чего-то добившихся - в общем, достаточно уверенных в себе), и оно, имхо, уже выросло по большей части. В этом же поколении довольно много людей, которые считают работу чиновника престижной (я честно не знаю, как можно считать престижной то разгребание авгиевых конюшен, которое, по моему мнению, должна представлять работа российского чиновника сегодня. разве что "без бумажки ты букашка, а с ксивой - сверхчеловек", так сказать) и "если бы меня взяли на госслужбу я бы тоже брал взятки, но в меру".
А вот растет сейчас странное новое поколение, которое считает воровство поводом для шуток. Это мне на днях муж рассказывал про пару девочек лет семи на остановке, которые сильно развеселились от пришедшей им идеи, что вот висит почтовый ящик, его можно украсть. И вообще, похоже, нам светит сильная морально-интеллектуально-социальная дифференциация, проблема в том, каким будет большинство. И здесь мне бы хотелось побыть оптимистом, но объективно - как-то стремно...

мне кажется, что наказание - оно понятно даже котенку.
Наказание - понятно. Проблемы с неотвратимостью.
03.03.2012 в 00:08

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Tymora, поживем - увидим. вон Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы выдавить из него раба. может 40 лет - это как раз тот срок, который нужен России?

Valkyrje, опять же скажу, нужно время. ну и возмущение властью никогда не мешало. так что призываю всех возмущаться по мере сил :)
03.03.2012 в 18:17

кто сказал, что белки не летают?
мне кажется, тут всё-таки перегиб палки. то есть, что, министерство должно САМО было искать альтернативных поставщиков тому, кто к ним пришёл и что-то предложил? бред какой-то. всё-таки чрезмерное следование закону и устраивание из буквального его соблюдения культа тоже ничего хорошего не даёт. определённые, пусть и незначительные, вещи должно быть возможно решать "по понятиям", или, иначе, по здравому смыслу. вот если бы эта девушка потратила выделенные деньги не по назначению, это было бы другое дело. а тут надо сначала доказать, что кто-то действовал ради личной выгоды, прежде чем обвинять.
03.03.2012 в 18:30

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
tsoky, нет, министерство должно было рассмотреть альтернативные варианты, так как это деньги налогоплательщиков. существует множество других частных фондов, где процедуры не так скрупулезны, в том числе есть фонды, в которые деньги частично направляет государство и дает им свободу в распределении средств. Если деньги идут непосредственно из казны, то государственный конкурс обязателен.

или, иначе, по здравому смыслу
эээх, сколько глупостей люди совершают, ссылаясь на этот самый здравый смысл! остается только сделать вывод, что мы все живем с больным смыслом.
05.03.2012 в 18:33

Таких котят у него целый выводок, а я просто лучше всех ловлю бумажный бантик.
Но тут нельзя забывать российский менталитет. Что плохо лежит, то обязательно унесут.
05.03.2012 в 18:42

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Кукса, плохой менталитет подлежит исправлению или замене. ты так не считаешь?
если бы люди всю жизнь мирились с недостатками, вместо того, чтобы их исправлять, то мы бы до сих пор жили в пешерах
05.03.2012 в 19:38

Таких котят у него целый выводок, а я просто лучше всех ловлю бумажный бантик.
я думаю что каждый отдельный индивидуум понимает, что у русских надо исправлять. Но вот исправить целый народ врятли получится. Данный политический строй не везде функционирует так как должен, в России в том числе. По моему надо исправлять не менталитет, а придумывать новый строй, который ему подойдет. По крайней мере демократия, по моему мнению, не самый лучший.
К сожилению на данный момент нет утопий, к которым бы можно было стремится.
06.03.2012 в 00:10

кто сказал, что белки не летают?
а как это запись переместилась во вмремени в 5 марта?
06.03.2012 в 00:13

мизантроп-затейник
tsoky, при редактировании можно отметить галочку "Изменить местоположение записи в дневнике" - "Считать эту запись новой"
06.03.2012 в 01:30

У нас на Манхеттене туго с двумя вещами: с парковкой и бегемотами!
Вот и приходим мы к тому, что для исправления ситуации в целом начать надо с себя, своего дома, своей работы.
Рассуждать хорошо, сидя дома и не за что не отвечая. Гораздо интереснее посмотреть, готов ли человек к беспрекословному соблюдению закона, когда он уже достиг определенного уровня и положения, когда перед ним будет альтернатива - понести наказания за совершенное (да хоть за превышение скорости) или дать взятку; четко следовать закону, будучи чиновников высокого уровня, заявив о попытке даче взятки, или улучшить свое материальное положение. И гражданское общество появится не тогда, когда нынешнее поколение 25-30 летних нас с вами займет все руководящие посты и будет рулить, а когда мы, будучи перед выбором, сделаем его в пользу закона, а не сиюминутной выгоды.
06.03.2012 в 01:30

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Кукса, перемены надо начинать с самих себя. а что касается строя, то какие другие альтернативы ты предлагаешь? Россия испробовала на себе всё, кроме настоящей демократии.

tsoky, "считать запись новой", там просто апдейт произошел. все до последнего момента сомневались, а сегодня он-таки подал в отставку

Stigravian Shaderstill, капитан очевидность читает мой дневник!
06.03.2012 в 01:39

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Lynx O_o, конечно. полностью с Вами согласна.
еще добавлю, что для того, чтобы люди при власти, забывшие об ответственности, вспоминили о ней, общество должно не бездействовать, а возмущаться беспределом. имеют на это право, ведь пирушка-то на их денежки.
06.03.2012 в 08:35

У нас на Манхеттене туго с двумя вещами: с парковкой и бегемотами!
В России возмущением дело не исправишь, только реальными действиями. Например, своими. Народ повозмущается и перестанет. А вот если чиновник будет знать, что найдется сознательный человек, которому не все равно и который напишет обращение в прокуратуру, найдется сознательный прокурор, который, пользуясь своими полномочиями, проведет проверку, возбудит уголовное дело, а потом сознательный судья пошлет его нахер со взяткой и посадит лет на 5 пусть даже условно, но с лишением права занимать прежнюю должность, да плюс впаяет ему дачу взятки. И вот тогда другой чиновник пару раз подумает, прежде чем сделать то же самое. Поэтому и начинать следует с себя, а не ждать, пока завтра кто-то придет и все исправит за нас.

Хотя и силу общественного порицания никто не отменял. В этом плане показателен пример из Эстонии, где мои родители живут. Там некого чиновника остановили, когда он был за рулем в нетрезвом состоянии. Так мало того, что штраф впаяли немаленький, так потом еще и по радио объявили, что такого-то остановили, был пьяным за рулем. Я мать потом спросила, мол, ну и что, ну объявили. А она мне: "Да ты что! Это ж стыдно-то так! Вот так не дай Бог скажут про тебя, потом не отмоешься. Все друзья пальцем будут показывать - гоняет пьяный за рулем, а у нас дети по дорогам ходят. Страна-то маленькая, все друг друга знают."
06.03.2012 в 22:54

кто сказал, что белки не летают?
¨Это получается примерно то же самое, как если человек придумал новую технологию, пришёл там пусть в эппл и говорит им: "вот, я придумал". А они отвечают: "молодец, но ради честности конкуренции мы расскажем принцип твоей технологии ещё 5 людям, и если кто-то из них нам понравится больше или предложить внедрить её дешевле, мы тебя пошлём нах".
07.03.2012 в 02:16

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Lynx O_o, согласна.

tsoky, ты, видимо, не понял ситуацию (или я не достаточно доходчиво объяснила...). Средства были выделены только благодаря поддержке самого министра, именно он надавил на свой кабинет и комиссии, для того, чтобы выжать из бюджета эти деньги. Сейчас всплыла переписка между ним и получателем средств, а также им и канцелярией и выяснилось, что он активно проталкивал этот проект, несмотря на то, что канцелярия указывала, что:
а) он не имеет права быть в комиссии по респределению средств, так как он заинтересованное лицо (он лично знал организаторшу и сам был в этой молодежной партии в молодсти, к тому же партия является молодежным крылом его собственной партии) - Люсбаккен остался в комиссии
б) деньги идут непосредственно из бюджета, поэтому проводить конкурс среди представителей УСЛУГ! (а не представителей ИДЕЙ, как ты считаешь) необходимо
в) они заметили, что бюджет был значительно увеличен, якобы для создания "группы молодых парней-феминистов", что не имело никакого отношения к курсам самообороны.

твой пример с новой технологией не имеет никакого отношения к этому делу. никто не собирался выдвигать на конкурс саму идею, а вот поставщиков услуг для воплощения этой идеи нужно было обязательно подвергнуть конкурсу, как это делается со всеми без исключения государственными закупками. на то они и государственные, йоптель.
07.03.2012 в 10:56

кто сказал, что белки не летают?
Нет, если есть подозрения, что всё-таки был финансовый интерес и какие-то махинации, тогда это, безусловно, коррупция. у меня сложилось впечатление, что речь идёт о девушке (пусть и его знакомой), предложившей идею и свои услуги для её реализации, что было принято без альтернативных вариантов, и именно в этом проблема. Если они действительно завысили цены, то всё правильно.
07.03.2012 в 12:53

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
tsoky, нет-нет, у девушки была идея, а реализовывать она собиралась за частные услуги и государственные средства. думаю (но не знаю точно), что излишки после проведения курса она бы направила не в свои карманы, а молодежное крыло партии. но как бы то ни было, неправильно это. к тому же переписка показывает, что министр оказывал давление на свой кабинет.
08.03.2012 в 21:00

кто сказал, что белки не летают?
ну всё-таки слишком строго. пожурить было бы достаточно :)