Если вы думали, что фраза "Физрук без рук" не имеет под собой никакого фактического обоснования, задумайтесь еще раз.
На прошлой неделе отгремела шестая финальная серия норвежского реалити-шоу, "Без границ" (Ingen grenser). Шоу повествует о группе инвалидов, отправившихся покорять горы. Идея шоу, как и всё хорошее (чай с молоком, сыр чеддар и конституционная монархия) заимствована у Великобритании - в английском издании проект ВВС "Beyond Boundaries" продержался аж три сезона. В Норвегии второй сезон несколько раз побил рекорды по популярности - финальную серию посмотрели 1,4 миллиона зрителей, то есть каждый третий норвежец. И это еще не считая таких как я, отказавшихся от телевизора и просмотревших серию по интернету.
Итак, инвалиды. И горы. Казалось бы, вещи несовместные. У некоторых из одиннадцати участников не хватает конечностей. Некоторые из них пережили рак, другие частично парализованы. Есть среди участников глухонемые и слепые, а у некоторых наблюдается сразу несколько видов инвалидности. Самой молодой из участников двадцать два года, а самой пожилой участнице - шестьдесят четыре. Некоторые из них родились инвалидами, а некоторых инвалидами сделала болезнь или несчастный случай.
читать дальше
Ведет "отряд самоубийц" бесстрашный Ларс Монсен, эксперт по выживанию в дикой природе, которого сами норвежцы называют "норвежским Чаком Норрисом".

Умный в гору не пойдет?
Этим летом, пока их физически полноценные соотечественники нежились в лучах солнца и потребляли хотдоги с пивом, одиннадцать бесстрашных инвалидов за тридцать дней прошли сложнейший маршрут длиной в 400 километров: от шведской границы и до горного массива Довре на западе Норвегии. При этом, по условиям программы, вышеупомянутый Ларс Монсен не должен был помогать им ничем, кроме доброго совета и навигации. Все четыреста километров инвалиды покорили "на своих двоих". Те, у кого своих двоих не было, крутили колеса специальной внедорожной инвалидной коляски, время от времени полагаясь на помощь своих товарищей. Поговорка "слепой безногого ведет" полностью потеряла свою абсурдность: сотрудничество оказалось самым важным аспектом для выживания. Сотрудничество, упорство и вера в победу привели одиннадцать участников к победе - вершине горы Снёхетта (2286 м).

Но начиналось всё отнюдь не так безмятежно - в первом же эпизоде трое из участниц упали в обморок - одна от удара о камень при падении, а две другие - от обезвоживания и истощения. И это несмотря на то, что до начала съемок, каждый из пятиста желающих принять участие должен был пройти тесты на физическую и психическую выносливость. Несмотря на успех первого сезона, телеканал NRK не ожидал, что поток кандидатов будет настолько велик: им писали даже люди с экземой, настаивая, что это кожное расстройство тоже должно считаться инвалидностью. Им писали медсестры и доктора, готовые добровольно участвовать "в тылу" (а медицинский тыл у такой программы просто обязан быть). Для специалистов кастинга было важно не только набрать представителей обоего пола и разного возраста с различными видами инвалидности, но и убедиться в том, что человек имеет достаточную физическую подготовку, чтобы выдержать "прогулку". Ведь остановиться посреди пути будет невозможно.

И вот, казалось бы, последняя серия, кульминация всего путешествия. Поход в гору, от подножия до вершины, который у здорового человека занимает часа четыре, растянулся для участников на три дня. Три дня борьбы с крутыми камнями, три дня предельного напряжения бицепсов - инвалидные коляски было решено оставить у подножья. Биргит с парализованными ногами запретила нести себя на руках и покоряла гору исключительно попой: поднимая себя руками с одного камня на другой. При этом Кеннет, три раза победивший рак и лишившийся связок в бедре, помогал ей переставлять ноги. Лив Тоне, родившаяся с недоразвитыми конечностями, поднималась в гору при помощи протеза и одной руки. Фредрик, ростом в 140 см, помогал слепой Кьярсти находить самые устойчивые камни. У троих из участников случилось острое отравление от воды, из-за чего одной из участников прописали уколы морфина. Но сердца зрителей покорили даже не эти истории выживания, а непобедимая Кари, отважно преодолевавшая конвульсии (непроизвольные сокращения мышц), вызванные церебральным параличом. Ночью перед последним рывком она не сомкнула глаз, усталость за все тридцать дней навалилась на нее с такой страшной силой, что братья по походу вынуждены были отрывать ее от холодных камней. И, как по волшебству, Кари встала и пошла. На вершине она визжала от счастья, нежно целуя холодные камни...

Герои или цирковые уродцы?
Были среди зрителей и те, кто заявил: программа - чистой воды фрикшоу, показ уродцев. Социальная порнография. Среди критически настроенных была и Берит Вегхейм, член правления организации "Альянс по правам человека". По ее мнению, программа аппелирует к неискушенному зрителю, вызывая в нем смесь сочувствия, заботы и восхищения. "Зрители, не без помощи продюсеров, с их беззастенчивым ковырянием в чувствах участников, получают повод испытать сильные эмоции. Вместе с тем утоляются и потребности зрителя в вуайеризме,публика получает возможность испытать ужас от возможности оказаться на месте участников - и облегчение от осознания того, что с ним-то все "нормально" [...] Именно неутолимая жажда вуайеризма, в сочетании с желанием подтвердить своё собственное соответствие норме дают программе популярность, сравнимую с цирком уродцев прошлых веков." По мнению Берит, шоу не показывает ничего экстраординарного: инвалиды на природе - не такое уж редкое явление. Поэтому успех шоу зиждится только на невежественности, необразованности зрителя. Вместо подобных шоу, забитых до отказа эмоциями, Берит предлагает проводить образовательные программы, сообщающие населению об инвалидности, о реальных ограничениях, которые зачастую намного меньше мифических. Такие, базирующиеся на фактах и исследованиях, программы, помогли бы развенчать мифы о "героическом инвалиде". В конце концов, вот уже несколько десятков лет инвалиды в Норвегии "просто проживают свою жизнь", занимаясь разнообразной, в том числе и спортивной деятельностью.

И действительно, в желании участников-инвалидов пробраться на телеэкраны есть что-то зловещее. Неужели они не отдают себе отчет в том, что миллионы зрителей будут с вожделенным ужасом рассматривать их деформированные конечности, примеряя их к себе? Неужели они не предполагают, что часть аудитории будет посмеиваться над ними, втихую или в открытую? Что если у восторженного энтузиазма публики есть темная сторона?
... И напоследок я скажу
Просмотрев последнюю серию, я могу с уверенностью заявить: сериал берет не исключительностью драматургии. И даже не захватывающими дух видами норвежской природы. Как человек, поднимавшийся на Снёхетту, заявляю: эти незабываемые пейзажи, эти разноцветные, поросшие лишайником камни, эти бирюзовые ледниковые озеры и чернильные всплески надвигающейся бури можно было снять гораздо более зрелищно. Как человек, кое-что понимающий в технике повествования, должна заметить, что режиссеры и специалисты монтажа не использовали те возможности "повысить градус", которые были заложены в самой истории. Они отказались от шансов "нарастить напряжение", создать настоящий, непредсказуемый, крышесносный экшн. Я не верю, что это от отсутствия таланта. Скорее это добровольное решение создать видимость "обычной съемки в естественных условиях." Диалоги циркулируют вокруг одних и тех же тем: участники попеременно делятся впечатлениями о красоте природы, сложности похода и подбадривают друг друга. Создатели шоу не стимулируют участников на особые действия или темы разговоров. Степень однообразности такая же, как и в нашей с вами, обыденной жизни. "Без границ" - не шоу, а антишоу. Например, на этой фотографии Кари, ни в чем ни бывало, празднует день рождения. Скромный торт сделан в походных условиях, а не привезен на вертолете вкупе с кордебалетом и дрессированными слонами.

И тем не менее эта съемка, без особых эффектов, подкупила норвежского зрителя. Почему? Да потому что каждый норвежец еще в раннем детстве покорил все горы и скалы по соседству. Ему и без спецэффектов понятно счастье забраться на вершину горы, пересечь стремнину и прогуляться по лесу. И, возможно, именно поэтому инвалидность кажется им непреодолимым испытанием: ведь придется отказаться от любимых походов, от пробуждения на природе, от рыбалки в горном озере... И вот, он своими глазами видит, что все разумное - возможно, а раз так - то можно продолжать жить дальше.
Для самих участников поездка стала важным событием в жизни.
Во-первых, они познакомились друг с другом и остались друзьями. Для просмотра последней серии, участники из разных концов Норвегии, съехались в Осло в гости к Биргит. Сюрпризом вечера стал звонок от премьер-министра Норвегии с поздравлениями.
Во-вторых, они побороли стеснительность. Несмотря на то, что инвалиды в Норвегии не сидят по домам, а ведут активную жизнь, предстать перед миллионной аудиторией всегда страшно, даже для обычного, полностью здорового человека. Особенно когда тебя уличают в том, что ты эксплуатируешь инвалидность ради денег и славы. И, несмотря на выпады критиков, они не побоялись выглядеть смешными. Отдать себя на рассмотрение миллионной аудитории.
В-третьих, они узнали о себе много нового: оказывается, им действительно по силам покорить вершину. Например, для Биргит это лето было первым летом в инвалидном кресле, и для нее осознание своих возможностей стало настоящим облегчением. Она смогла убедиться в том, что инвалидность не поставит крест на ее любви к походам.
В-четвертых, участники получили уникальную возможность рассказать о себе и о испытаниях, которые они встретили на своем пути: кто-то пережил насмешки в детстве, кто-то смог рассказать о том, как самые тривиальные занятия могут стать для них смертельно опасными. Те, кто преодолел рак смогли рассказать о своей борьбе за жизнь: о том, как каждый раз сдавались и находили сили бороться снова.
Берит Вегхейм права: предоставлять людям объективную информацию об инвалидности и ограничениях очень важно. Но не менее важно создать место встречи для здоровых людей и инвалидов, где здоровые люди могут познакомиться с реальной обыденной жизнью инвалидов, без героических мифов - и при этом не испугаться этой реальности, не отшатнуться от нее, а принять ее. Встречаться с инвалидами в городе, недостаточно, ведь эти встречи слишком мимолетны, чтобы оставить на нас какой-либо отпечаток. И хотя эмоциональное, субъективное воприятие действительности таит в себе опасность создания неверного образа инвалида, отказаться от чувственного опыта невозможно. И если эта программа помогает хотя бы одному человеку побороть страх потери дееспособности, если она помогает побороть отвращение к инвалидам, то я считаю, что цель её достигнута.

сама программа: www.nrk.no/programmer/sider/ingen_grenser/
участники доходят до вершины: www.youtube.com/watch?v=aIh3ZPvAeI4
(там все понятно без слов)
несколько ссылок по теме - на норвежском
ut.no/artikkel/1.7680826
www.side2.no/underholdning/article3297436.ece
www.nrk.no/kultur-og-underholdning/1.7984421
www.nrk.no/kultur-og-underholdning/1.7972036
www.vg.no/rampelys/artikkel.php?artid=10077810
www.aftenposten.no/meninger/Visst-er-Ingen-gren...update: Шоу "Ingen grenser" завоевало самую престижную новрежскую награду в области телевидения: "Золотой кадр" (Gullruten) в номинации реалити-шоу.
довольные участники
Посмотрю на ю-тубе.
Не знаю, когда наше тв до этого дойдёт, сейчас, вроде бы, в моде всякая-фигня-со-звёздами.
Pretty_Fuzzy, хехе, может и дойдет!
tanuka, да, причем у этого шоу нет победителей. или даже так: в этом шоу побеждают ВСЕ!
ограниченнымибезграничными возможностями. Работаюс ними, и не понаслышке знаю, как трудно преодолеть косность и зашоренность мышления *нормальных* людей.это плохо, но толковая программа, без фарса, многое может сделать для общества.
сожалею насчет вашего бюджета..
У нас в конце октября погиб парень, серебряный призер Кубка мира (в начале октября соревнования были), абсолютный чемпион России по пауэрлифтингу среди здоровых!!! инвалид второй группы с детства.
Мама отказалась, чтобы о нем рассказали у Малахова, говорит, не хочу цирк на трагедии и я ее очень понимаю.
понятно... мне вспомнилось недавнее про детей с врожденной проблемой (не помню уже какой, увы), которых тоже вот так прокатили по радио... начиналось все с благородного посыла, дескать, давайте узнаем все об этой болезни! и тут вдруг ведущих понесло и они начали ржать просто безбожно на пустом месте
А работать нужно не только с журналистами - с каждым! У нас, то радугу на пакетах молока проверяют, то концерты Мадонны, то выставки в музеях, то количество детей в семьях из ближнего зарубежья. Идиотизм цветет и пахнет.
На днях вон Максим Мищенко, лидер партии *Россия молодая* в интервью газете Известия сказал, что не нужно лечить тяжело больных людей, потому что все равно умрут. Лучше эти деньги перенаправить на другие нужды.
На днях вон Максим Мищенко, лидер партии *Россия молодая* в интервью газете Известия сказал, что не нужно лечить тяжело больных людей, потому что все равно умрут. Лучше эти деньги перенаправить на другие нужды.
ну слава богу, что его партия все-таки еще не получила бразды правления...
Суд отказал в иске к авиакомпании, отказавшейся перевозить колясочника. Отказал летом. НО!!! В апреле Россия ратифицировала Международную конвенцию о правах инвалидов, под эгидой ООН. А во всем мире международные законы имеют первостепенное значение перед внутригосударственными.
Теперь получается - громко кричим МЫ ЗА!!! И тихо шепчем, а Баба Яга - против!!!
вот не всегда!