в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Добрый ящер провел меня сегодня в мир логичного и элегантного анализа поэзии, излечив меня (временно, о други) от бесперчаточной депрессии и комплекса неполноценности.
Мир логичного и элегантного анализа поэзии называется скромно "Анализ поэтического текста" (Лотман Ю.)

Всё началось вот с этого комикса:

... и с несколько фривольный комментариев моих друзей. Ну а потом копнула анализ поэтического текста.
Не буду загромождать пост профессионально-научным жаргоном, лучше приведу пример анализа стихотворения, который Лотман приводит в конце (как пример). он конечно краткий, и там не все приведено, но, всё же, хорошо :)
Мне так жаль, что уроки литературы в школе отбивают у некоторых людей желание вчитываться в тексты - необязательно литературные. Все эти "как ты думаешь, это хороший персонаж или плохой" и "что хотел автор сказать этим произведением" слишком часто в наших школах ложатся на основу жизненного опыта ученика, либо на основу авторитета учителя и почти НИКОГДА не сопоставляются с текстом, с его уникальными взаимоотношениями между словами.
И вот это, господа, печально.


стихотворение и анализ

@темы: academic writing, ссылки, учёба, волшебные люди, есть идея!

Комментарии
05.12.2010 в 00:43

eardstapa
спасибо за добрые слова, ящер аж воссиял, как солнышко посреди дня/ночи
:owl::plankton:
05.12.2010 в 01:13

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
triceratrops
планктон!!! =)))
пожалуйста, спасибо тебе =)
06.12.2010 в 11:57

кто сказал, что белки не летают?
мне кажется, так раскладывать стихи по полочкам - это дикость. Это меня бесило ещё в школе, и сейчас я того же мнения. Стихи - это вдохновение, впечатление, ощущение. А его разбирают, какими именно словами и буквами это ощущение производится... Мне кажется, это в корне неправильно. Когда поэт пишет стихи, он обо всём этом не задумывается. Слова в литературе и поэзии как раз нужны для того, чтобы тонко и красиво подать смысл и вызвать у читателя параллели с его собственной жизнью и восприятием мира, а не ради самих этих слов.
06.12.2010 в 15:43

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
tsoky
я не согласна с тем, чтоэто дикость. мне кажется подобный разбор позволяет понять, какими именно средствами достигается тот смый эффект, о котоом ты говоришь, какими седствами достигается все разнообразие этих эффектов. Само собой разумеется, что сам поэт может не руководствоваться этими принципами, а создавать "по интуиции или вдохновению". Тем не менее, когда стихотворение написано, в нем можно проследить закономерности,позволяющие нам сделать вывод о содержании стихотворения, о миоровоззрении автора, о его риторических способностях.

ощущение и вдохновение, как ты говоришь, - это первая стадия анализа. Когда тебе нравится стихотвоение, или не нравится, что-то в нем задевает, что-то тревожит, итд., то у человека с аналитическим складом ума возникает желание заглянуть,почему это так. Почему стихоторение вызывает такие чувства. И здесь очень важно иметь надежную систему анализа. Возможно, ответ найдется там.

Я не согласна с тем,что стихи (или литературу) вообще нельзя изучать путем анализа. Получается, что это опять же одна из "священных сфер", про которую можно томно вздыхать или рвать на кусочки, но о которой ничего нельзя сказать научно.
Розы, например, тоже вызывают ощущения и впечатления. И розы тоже могут совершенно не осознавать, какими средствами они производят эти ощущения. И тем не менее, есть специалисты, которые раскладывают розы на кусочки, классифицируют их, и вычисляют, какие гены производят те или иные свойства, которые воздействуют на человеческие рецепторы чувств. (то же самое проиходит с драгоценными камнями, одеждой, мебелью итд.). И ничего,никто не жаловался.

Никто также не запрещает читать литературу без аналитического разбора. Но так как моя специальность связана с литературой, анализ текста - это моя прямая обязанность и моё увлечение.
07.12.2010 в 13:53

кто сказал, что белки не летают?
мм, не знаю, мне кажется, что это неправильно. Так теряется волшебство стиха. Как у Беляева мистер смех, который проанализировал и классифицировал смех, и после этого никогда в жизни не смеялся.
07.12.2010 в 15:23

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
tsoky
для кого-то теряется, для кого-то наоборот проявляется в большей силе.
дело вкуса.