в начале было слово. и слово было в творительном падеже
*во-первых, я однажды ненароком обещала уделить этому внимание
во-вторых, это должно меня как-то раскачать для написания эссэ*
во-вторых, это должно меня как-то раскачать для написания эссэ*
Очень многие сетуют, что дорогая в наши дни бумага и целые тонны целофановой ленты тратятся зря: на написание девиантной литературы и съемку фильмов, больше похожих на историю болезни. Праведные матроны осуждают отсутствие моральной направленности (отсутствие- в лучшем случае); работящим клеркам (особенно после корпоративных вечеринок) подавай реалистичное зеркало жизни; мамы боятся за здоровье детей и для ознакомления пролистывают и просматривают; другие слои населения либо просто обожают и не понимают почему - либо просто ненавидят и тоже не понимают почему.
Мало кто остается равнодушным.
Но что стоит у источника этого новоявленного культа психоза? Разложение европейской культуры? Кризис? Отсутствие тем? Погоня за оригинальностью формы? Возможно. Но чтобы действительно понять, что является корнем этих процессов в искусстве, следует обратиться к нашей жизни и к той реальности, которую, по мнению несчастных клерков, это искусство ОБЯЗАНО отображать.
Реальность, прямо скажем, не очень радостная. И не потому что глобальное потепление, глобализация, истощение природных ресурсов. Истощение человеческих ресурсов - вот в чем главная проблема. Истощение человеческих ресурсов, изначально ориентированных на творчество, созидание и переосмысление реальности, которые сейчас тратятся на (1) подготовку к зарабатыванию денег, (2) собственно зарабатывание денег, (3) и наконец, трату денег. Лучшее, о чем человек мечтает - это последнее: акт потребления вызывает эйфорию, к которой человек, впрочем, скоро привыкает, и, как только предмет его вчерашней гордости выходит из моды и, не без помощи СМИ и рекламы, заменяется другим подобным, опять принимается за отчаянную охоту - кровавую и беспощадную в первую очередь к самому себе.
Естественным будет сказать - человек сходит с ума, и именно это становится основной темой культуры. Тут и сказочке конец.
Но самое печальное состоит в том, что человек не сходит с ума. Наоборот, он сходит на ум. Он, рожденный свободным, нервничает даже от намека потерять плазменный телевизор. Он, подобие Бога, не может заснуть, обдумывая схему ухода от налогов. И все это - для того чтобы с радостью и гордостью положить себя на алтарь потребительской культуры. Сумасшествие же - мнимое или настоящее - это реакция на эту механистическую и предсказуемую реальность. Альтернатива ей. Оно открывает в человеке воображение и чувственность, чувственность камня и воображение перышка на ветру. Оно бунтует против самых серых правил - почему это стол, а это - стул? Почему нельзя сидеть на столе? Кто сказал, что это помехи - а это фильм? Разве может быть случайным, например, расположение складок на одеяле? И стоит только посмотреть на вещи свежим взглядом и вот: ты больше не закручиваемая в недры механизма гайка номер 2378-ф, ты - программист этой реальности, ты создатель; ты одновременно здесь, за столом, осаждаемый скрепками и булавками, и ты же - 39 лет ведешь свой народ по пустыне, ты устремляешься в космос, ты - одной только силою мысли - паришь над городами и странами, насмехаясь над авиолиниями.
И если культура - шизойдна и психиатрична, так это только на благо. Возможно когда-нибудь среднеарифметическое культуры и реальности результирует в ту самую гармонию. И тогда все станет на свои места, и ничего нельзя будет испортить. Аминь.
и всё же.. мде, жалкая тень меня..=/
сс.. чем именно?...=)
с чем имнно вы соглашаетесь, друже?
Что сумашествие, культура сумашествия, это реакция на реальность потребительского общества, что Сумасшествие же - мнимое или настоящее - это реакция на эту механистическую и предсказуемую реальность. Альтернатива ей.
Кстати в "Бойцовсмком клубе" рассмотрен этот вопрос.
мм... я мой коммент вообще исчез!=( глюки
Так вот. я хотела сказать, что раз уж пошла речь о Набокове, так не грех вспомнить и "Приглашение на казнь" - неоднозначности в решении вопроса: здоров/болен, общественная позиция против личностной позиции.
И вооще Наоков тут мне друг и товарищ, с ним сумасхождение - самое милое занятие)