в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Укатали Сивку крутые горки. Случайно удалила эту запись. Прошу прощения у всех, кто комментировал.


Есть один педагогический метод, от которого я сру кирпичами (принцессы тоже срут, че). Назовем этот метод "разбор полетов". Как он работает: люди объединяются в группу и выносят продукты своего творчества на всеобщее рассмотрение. Один член группы показывает и рассказывает, а другие задают ему вопросы и комментируют (критикуют и хвалят).

Нет, проблема даже не в методе. Проблема в том, во что он обычно превращается. Особенно в Норвегии.

Ибо норвежцы - люди очень неконфликтные. Они скорее наступят на горло собственной песне, чем попросят соседа сверху приостановить оперные арии в три часа ночи. Они не могут сказать: "ребята, это говно". Нет, они сначала в него потыкают, потом посмотрят под лупой, потом понюхают, а потом, чтобы уж точно убедиться в своих догадках, они попробуют! И только после этого вынесут безжалостный вердикт: "Да! Ну и что что это говно, ведь это говно высшего качества. Над ним надо чуть-чуть поработать, и вы сможете подавать его как дефлопе с крутонами."

Короче, вы поняли.

Я прихожу на подобные разборы полетов с плохо скрываемым волнением и жаждой выяснить что-то новое. Чуваки, скажите мне что-то, чего я не знаю. Изрешетите меня своей критикой. В конце концов, все свои. В конце концов, это не соревнование, это даже не задание на оценку. В конце концов, все же понимают, что ОДИН ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА человека - это еще не весь человек. Что критикуя творчество, мы позволяем человеку узнать что-то новое, увидеть себя со стороны. Человек приходит не для того, чтобы услышать "не, ну по крайней мере, фотография в фокусе..." или "хорошо, что человек по центру". Мои одноклассники меня разочаровывают.

Понимаете, когда я вижу, что работы в стиле "фотки из семейного фотоальбома" поощряют и серьезно обсуждают, то я не могу понять, где на шкале между отстоем и шедевром находятся мои работы. Не, ну понятно, что я не фотограф, и что фотография меня интресует скорее со стороны зрителя, чем со стороны творца. Это все так. Но мне бы хотелось понять, мои фото - норм или не норм? Может быть, я, сама того не зная, сижу на сундуке с сокровищами? Или я все-таки полное ничтожество?

Проблема даже не в том, что одноклассники сами создают и хвалят откровенное дерьмище, проблема в размытости комментариев. Когда комментарий начинается и заканчивается словами "понравилось" - "не понравилось", хочется какой-то конкретики. И еще эта тотальная неспособность сказать в упор: "чувак, это китч", когда на фотке: венок из искусственных цветов, искусственные тюльпаны, ангельские крылья, слюнявые детки. И еще эта неспособность сказать:"Чувак! Ты профессионал. Композиция, экспозиция, все как по книжке. Но смотреть на твое фото скучно. Просто. Адски. Скучно." И да, это субъективное мнение, но именно такие мнения будут в головах у других представителей публики. Если фото нескучное, то кто-нибудь другой поспорит с предыдущим оратором, и ему придется найти нетривиальные детали, которые, возможно позволят нам увидеть фото в новом свете.

Я тут, кстати, недавно обнаружила, что скука хуже любой эмоции - даже самой негативной. Скука хуже грусти, злости, страха, ненависти, ю нейм ит. Представляете?

Когда участники скрывают свои впечатления и/или не видят твоих ошибок, смысла в разборе полетов нет.

После такого разбора полетов остается впечатление, что все-все-все участники - большие молодцы. Или что все участники - унылое говно. Что, в принципе, одно и то же.

Поэтому оставляю вас с единственным труевым исполнителем жанра "разбор полетов", Ильей Рашапом. В минуты тягостных раздумий о бренности творчества и о ленном лицемерии людей, я смотрю это трехчасовое видео, и моя душа поет.


Дисклеймер: я в курсе, что Илья Рашап шовинист каких мало, но в данном случае я готова забить жирный гвоздь на его идеологию, т.к. его взгляд на фото гораздо интересней.

@темы: праведный гневЪ, жесть - как она есть, учёба

Комментарии
30.08.2014 в 01:49

Север у каждого свой
Сейчас ночь, и мой сонный разум чуть не порвало от чувства дежавю. :)


Я тут, кстати, недавно обнаружила, что скука хуже любой эмоции - даже самой негативной. Скука хуже грусти, злости, страха, ненависти, ю нейм ит. Представляете?

Абсолютно согласна. Скука и в некоторых случаях равнодушие... Пусть равнодушие есть к ученику, но не к его труду. Такое ощущение, что в данных случаях все делается для почесывания ЧСВ, а не для того, чтобы как-то направить развитие в нужную сторону.
Наверное, это делается, чтобы не обижать хрупкое творческое эго, но ведь на самом деле, кто стремится развиваться, будет набивать шишки и делать свое дело даже в потоке критики, а комплименты кому-то, кто не горит этим делом, не помогут, все равно забросит.
Я это по себе сужу, но я не норвежец, правда)
30.08.2014 в 16:15

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
kaua, Сейчас ночь, и мой сонный разум чуть не порвало от чувства дежавю.
дежавю в том смысле, что ты согласна с моим мнением или в том смысле что "бац! опять та же самая запись! я ее уже читала!"?

Наверное, это делается, чтобы не обижать хрупкое творческое эго,
вот да, это в точку. мне ужасно надоели стоны насчет "несчастного художника каждый может обидеть" с одной стороны и жалобы на "этих креативщиков с огромным эго" с другой. вы бы хотя бы определились? может быть, это раздувшееяся эго и есть реакция на поток критики?

по-моему, если уж посвящать четырехчасовой урок только разбору полетов (грубо говоря, нас было 20 человек у каждого 2 фотографии, значит на каждую фотку в среднем 6 минут), то надо его делать так, чтобы люди извлекли пользу. или вообще не делать. или делать, но гораздо короче, с подробным анализом самых удачных по мнению учителя фоток и групповым прогоном остальных фотографий.

даже чисто из соображений продуктивности. разбор Рашапа - 3 часа. за это время мы увидели более чем 40 фотографий и почерпнули идеи не столько даже о том, как фотографировать, а сколько о том, как обсуждать и анализировать фотографии. хотелось бы, чтобы это же происходило в универе тоже.
31.08.2014 в 02:55

eardstapa
hey, they are the first years. cut them some slack.
i'd say, wait a few months and then get your spikes up if nothing changes.
gee. the true critic is critical of criticism itself. (of course, paraphrase)
31.08.2014 в 02:56

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
triceratrops, мне просто жалко потраченного времени. прикинь, сколько я всего могла напрокрастинировать за четыре-то часа!
01.09.2014 в 23:41

Север у каждого свой

дежавю в том смысле, что ты согласна с моим мнением или в том смысле что "бац! опять та же самая запись! я ее уже читала!"?

both! :-D

вот да, это в точку. мне ужасно надоели стоны насчет "несчастного художника каждый может обидеть" с одной стороны и жалобы на "этих креативщиков с огромным эго" с другой. вы бы хотя бы определились? может быть, это раздувшееяся эго и есть реакция на поток критики?

и правда)
Хотя на самом деле все это зависит от человека. От преподавателя. И от того, в чем цель обучения - в первую очередь.
У меня было такое как у тебя с преподавателем японского, только у нас все занятия проходили в такой манере. Я глубочайше уважаю этого человека, но у него не было целью научить нас японскому (именно с точки зрения вдолбления знания в голову, как некоторые делают), его цель была привить любовь к языку и японскому и культуре. И у него это вышло)
На самом деле они действительно первый год всего лишь. Может, дальше жесткач начнется?)
01.09.2014 в 23:46

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
kaua, всё могёт быть! :)
да, преподаватель был без искорки. видно, что его взяли в преподаватели только потому, что он "практикующий фотограф". да кому это вообще интересно? гм
02.09.2014 в 08:29

Север у каждого свой
Энтропия, будем надеяться дальше будет иначе)