
Норвежцы знают, чем занять долгие пасхальные вечера - хорошим, увлекательным детективом. В этой статье из студенческой газеты "Universitas" рассказывается, как возник этот интересный феномен и почему норвежские детективы продолжают завоевывать сердца читателей во всем мире.
Солнечные ванны в кровавой банеПисатель Ханс Улав Лалум считает, что причина популярности криминального чтива в Норвегии - высокий уровень жизни. "Мы черпаем драйв в литературе," поясняет он.(с) Universitas, 28.03.2012 S.N. Langvad (перевод мой)
В Норвегии пасхальных традиций не счесть. На Пасху норвежцы отправляются в лыжный поход в горы, перекусывая шоколадкой
Kvikk Lunsj, отправляются в охоту за пасхальными яйцами, а также читают, слушают или смотрят детективы. Ни в одной другой стране мира нет такой сильной привязки праздника к жанру литературы. Пасхальный детектив - уникальный норвежский феномен.
Считается, что начало этой традиции положила реклама детективного романа, которую издательство Gyldendal разместило в газетах именно в Вербное воскресенье в далеком 1923 году. Рекламное объявление появилось на первой полосе и по форме напоминало новостную колонку: "Ограбление поезда до Бергена вчера ночью". Неужели всё началось с простого объявления?
читать дальшеОбразование в помощь творчеству
- Я так не думаю, - говорит Ханс Улав Лалум, историк, политик, шахматист и писатель.
На детективное творчество его вдохновила магистрская работа в Университете Осло. Как ни странно, идея романа пришла к Лалуму в поезде, правда, тот поезд шел в Йовик.
- Одна студентка рассказала мне о своем проекте магистрской работы, посвященной интригующим судьбам отдельных людей, живших во время Второй мировой войны. Пока я сидел в поезде, меня осенило. Я представил себе альтернативную историю, которая могла бы случиться с этими людьми. Когда я пишу детективные романы, я пускаю в дело своё историческое образование. Я пишу исторический детектив, - подчеркивает Лалум.
Норвежские авторы нередко используют свое образование при написании детективов. Карин Фоссум пускает в ход свой опыт работы медсестрой; экономист Том Кристенсен пишет финансистские триллеры; юрист Крис Тведт пишет детектив с адвокатской начинкой; психиатр Торкиль Дамхауг пишет психологический детектив, а тенор Эйстейн Виик пишет оперные детективы.
- Говорят, что где-то в глубинках есть писатели, пишушие деревенский детектив, но я в это верить отказываюсь, - говорит Лалум.
Любовь к страху
Успех криминального жанра - феномен мирового масштаба, не только норвежского. Его истоки лежат в эпохе романтики, когда, после ста лет просветительской литературы, обществу захотелось легкого чтива, развлечения и разгадывания тайн. И тем не менее, некоторые источники указывают на то, что первый детектив принадлежит перу норвежца.
"Убийство машиностроителя Ролфсена: криминальный анекдот из Конгсберга" был написан норвежцем Морицем Хансеном, за два года до появления "Убийства на улице Морг" в 1842, автором которого был король детективов, Аллан По. В последствии расцвет детективного жанра наступил на обоих континентах. Криминальное чтиво и до сих пор читают люди по всему миру.
- У нас в Норвегии очень отрегулированная жизнь. Все живут спокойно и счастливо. В результате мы имеем супружеские измены - и интерес к детективам, - поясняет Лалум.
- Но почему же нам так нравится чувство страха?
- Потому что в нашей обычной жизни страха слишком мало. Мне кажется, что на самом деле нам не нравится, когда нас пугают, но мы любим облегчение, которое наступает после.
Самая читающая нация в мире
Но что общего у детектива и Пасхи? Одни проводят параллели между страстями христовыми и детективным сюжетом. Другие объясняют всё историей с газетным объявлением. Лалум предлагает свою версию.
- Эта традиция появилась очень недавно, и я не вижу никакого логического объяснения тому, что норвежцы читают столько детективной литературы в пасхальную неделю. Дело в том, что норвежцы - самая читающая нация в мире. К тому же, мы очень любим отдыхать на природе, в хижинах. Пасхальный отпуск - это целое госучереждение в Норвегии, для каждого из нас Пасха - время для релаксации. Читать детективы на Пасху стало сильной национальной традицией, которая подпитывает сама себя, особенно ввиду того, что концепция "пасхального детектива" неизменно вызывает интерес у средств массовой информации, - говорит Лалум.
- Как раз сейчас, в Норвегии в свет выходят целых шестьдесят новых детективных романов. Норвежцы обожают криминальную литературу, особенно в пасхальную неделю, - рассказывает Анне-Кристине Стрём, редактор в издательстве Juritzen.
Стрём защитила диссертацию, посвященную репутации детективного жанра. В своей диссертации она сравниала рецензии на детективные романы с 1975 до 1995 года.
- Норвежцы читают детективы для того, чтобы расслабиться, и относятся к ним как потребители к товару, - рассказывает она.
Дурная репутация
Норвежский детектив имеет репутацию литературы низкого сорта, по сравнению с другими жанрами. Когда Стрём пыталась найти руководителя для своей научной работы в Университете Осло, многие академики отказывались с ней работать только потому что работа была посвящена детективам.
- В моей диссертации я пришла к выводу, что норвежские литературные критики имеют тенденцию давать хорошим детективным романам формулировки, вроде "этот детектив - намного больше, чем детектив". Уже в этой формулировке заложено негативное отношение к детективам как к жанру. Читатель ждет развлечения, а литература для развлечения по определению не имеет права на "высокий статус", присущий "серьезным" романам, - рассказывает Стрём.
В 1970 году шведские писатели Шёвалль и Валё написали роман с политической подоплёкой. Волна политических детективов вскоре захлестнула и Норвегию.
- Норвежские авторы детективных романов, в том числе Гуннар Столесен, стали поднимать в своих книгах общественно-политические вопросы. На заре тенденции казалось, что общественная критика способна придать детективному жанру некий статус. Но когда общественная критика приелась, стала обычной частью детективов, маятник покачнулся в обратную сторону. Теперь детективы опять считаются чисто развлекательным жанром, - объясняет Стрём.
Многие признанные норвежские авторы - Ингвар Амбьорсен, Ларс Собюе Кристенсен и Фроде Грюттен - ненадолго отвлекались от своего основного творчества (романов, новелл, поэзии) для того, чтобы написать детектив. Результаты неизменно удостаивались премии Ривертона - самой престижной награды в области детективной литературы в Норвегии. Но большинство детективов так и лежат, покрываясь пылью, оставленные на книжной полке в горной хижине, прочитанные когда-то на одном дыхании - и забытые навсегда.В связи с норвежской пасхальной традицией собираюсь взяться за чтение трилогии "Миллениум", а также перевести с норвежского детективную новеллу Тома Эгеланна.
Ждите с нетерпением!