в начале было слово. и слово было в творительном падеже
В естественных науках сложилась хорошая традиция: подсчитывать, экспериментировать и устанавливать взаимосвязи. А в гуманитарных науках утверждать что-либо совершенно однозначно - смерти подобно. Что Вы, ведь тогда иссякнет поток высокоакадемических холиваров, возникнет ясность и пропадет возможность устраивать симпозиумы с икоркой и креветочками (в качестве приятного дополнения к пустозвонным дебатам). А что если и в гуманитарные науки ввести понятие "закона"? Тогда можно будет говорить о его исключениях, нарушениях и условиях его соблюдения.
Сегодня подсмотрела у [J]tricerartops[/J] следующий закон повествовательной науки: короткий текст - плоские персонажи
(закон очень элегантный в своей простоте. я прямо-таки вижу, как нарратив сжимается и сплющивает своих персонажей в блинчики)
хотя, надо сказать, плоские персонажи попадаются и в длинных текстах, а-ля дамские романчеги. пока не могу предложить решения этой дилемме.
А вот зато примерный закон композиции повествования. Последовательность позитива и жопы в типичных кинематографических жанрах*:
Мелодрама или Психологический триллер
Позитив - Жопа
Роман Кейти и Джонни начался еще в школе. После трепетной поры влюбленности, молодая пара провела райский отпуск на островах и сказка казалось явью. Или явь сказкой. Тут хрен поймешь. Но внезапно Джонни стал каким-то агрессивным. Помнится, еще на отпуске он как-то ударил Кейти ни за что ни про что. Он-то, конечно, извинялся, но осадочек остался. (И этот чертов осадочек зритель вынужден расхлебывать в виде постоянных флешбеков к этому эпохальному событию). В итоге Кейти стала маниакально бояться своего супруга, а он стал все больше и больше прикладывать руку к спиртному и к Кейти. Иногда в этом порядке, а иногда в обратном. Впрочем, из-за постоянных флешбеков с райского острова, дества и отрочества героев, очередность событий с точностью определить невозможно. И тут оказывается, что Кейти беременна. Джонни думает, что от воображаемого любовника, запихивает Кейти в багажник машины и спускает ее в обрыв.
Боевичог
Жопа ---- Позитив
Мир в опасности. На землю, пребывающую в дистопическом аду, выселились пришельцы-гуманойды. И только один человек может спасти мир. Имя этому человеку Новый. И играет его Чак Норрис. Новый нереально крут, знает тысячу приемов айкидо, гоняет на летающем скутере и наделен умственными способностями синтетической губки: как говорится, зато быстро усваивает. Но ум ему и не нужен, потому что у него в тылу куча ученых и министров в очечках, которые разраотали офигенный ПЛАН. И хотя зритель знает, что план обязательно будет выполнен и солнце вновь встанете над окутанным смогом городом, ему (зрителю) время от времени предлагают попереживать за главного героя, который вот-вот упадет с обрыва или перепутает цвет провода на взрывном механизме.
Всякий артхаус
Жопа - Позитив - Жопа
Темные проплесневелые кварталы старой Праги (или Хельсинки? или, не побоюсь этого слова, Томбовской области??). На подмостках стоит мать с детьми и просит милостыню. Ее пихают ногами и всячески унижают. По вечерам она подрабатывает проституткой, а по утрам моет сортиры. К тому же, она еще и слепа на один глаз. И тут ей в руки попадает СФЕРИЧЕСКОЕ В ВАКУУМЕ ЩАСТЬЕ. Например, ее вдруг находит потерявшийся за годы войны брат, богатый до чертиков. Или она находит на улице скрипку и внезапно (!) оказывается, что она играет, как богиня. Или, она просто--напросто находит в заброшеном доме золото партии. Или один из ее "клиентов" предлагает ей обеспечение а ее дитятам образование. Тут ее жисть круто изменяется, но счастье это оказывается недолговечным. Брата убивают его подельники-мафиози, злые конкуренты выкалывают ей видящий глаз и она не может попасть на кастинг в государственный оркестр, партия забирает холото себе и убивает несчастную, а жена "клиента" застает их за делом и убивает обоих. Фильм стоит смотреть ради щемяще-красивых пейзажей и крупных планов, проникновенных диалогов и чувства катарсиса и тщетности земной жизни. Ведь грязь нужно еще уметь мастерски запечатлеть!
В силу довления негатива над сюжетной канвой, такие фильмы не пользуются популярностью у среднестатистического зрителя. Потому что он не понимает, что такое сепия, макро, крупный и общий план. Зато ценители понимают, что это кино "про жизнь", несмотря на то, что их "жизнь" сильно отличается от показанной на экране.
Комедия (а также много других жанров, эта композиция не только очень стабильна, но еще и дарит зрителям ощущенией фил-гуд, ведь жизнь-то налаживается!!)
Позитив - Жопа - Позитив
Познакомьтесь с Метью - он самый счастливый человек в мире. Живет, как ему вздумается: целыми днями валяется на диване и смотрит зомбоящик. У него самая крутая коллекция компьютерных игр и ему пофиг на окружающий мир. Но в какой-то прекрасный день оказывается, что окружающему миру не пофиг на Метью: его, стопятдесяткилограммового, вдруг забирают в армию по специальной программе мобилизации. Бедняге приходится привыкать к суровым солдатским будням, к гадкой каше, изнурительным тренировкам и насмехательскому отношению окружающих. Все становится еще более запутанным, когда он наконец понимает, что по уши влюблен в радистку Дженни, но ведь она вся такая.. такая... ну короче не баба, а ангел. И каждый первый по ней сохнет. Но зрителя не проведешь! Он-то знает, что после череды ошеломляющих провалов и искрометных сюжетных па, Метью наконец признается Дженни в этом самом и станет крутым сильным мужиком. И все будет ну просто зашибись как.
Ужастик
Жопа - Полная жопа
Однажды группа тинейджеров решает заночевать в лесу. Лес очень страшный. Духи и привидения лезут изо всех щелей, а щелей в этом лесу тьма-тьмущая. Ах да, в этом лесу вообще тьма-тьмущая, потому что происходит все ночью, собственно. Они же ночевать собрались. И только все заснули, как слышат крик. Ну думают, наверное сова ухнула! "Мы ведь не в каком-нибудь фильме ужасов, хаха" На следующее утро не досчитались одного товарища. Чуть позже его находят на дереве, повешенным на собственные кишки. К одной девушке во сне являются (художественно намакияженые) трупы, пожирающие ее парня. На следующее утро парня не досчитались. Все, что от него осталось - это торчащая из ледяной земли голова выражающая пароксизм ужаса. И чем дальше в лес, тем большедров трупов.
ПорнографияПозитив - Позитивище
На краю дороги симпатичная длинноногая блондинка в обтягивающей одежде и с доверчивыми глазами детеныша тюленя. Ну как такую не подобрать? Села в машину и стала вдруг рвать на себе одежду - становится все жарче и жарче. А тут еще и в рот взяла, а потом еще раз. В общем, у этой истории только счастливый конец (во всех смыслах слова)
Бывает еще другой вид порнографии. Он начинается со слов: Наш народ всегда был лучшим. Он был лучшим в 11 веке, в 12 веке, в 13 вообще стало зашибись, ну и теперь мы тоже впереди планеты всей, и пусть никакая предательская сволочь из-за бугра только посмеет сказать, что мы не лучшие, а отстой. Сами вы отстой, уроды.
Ситком
Жопа - Позитив - Жопа - Позитив - Жопа - Позитив (в периоде)
У Шелдона опять проблемы с центрифугальным дробителем периодических единиц, а Леннарта бросила его индийская любовь, укатив к богатому индийскому полу-принцу. Но это еще только начало, ведь и их соседка Пенни находится под угрозой выселения за долги и все катится к чертям собачьим. Но рано вешать нос! Ведь оказывается, что богатый индийский полу-принц и есть тот самый поставщик некачественного центрифугального дробителя! Он приезжает в Америку, чтобы раскрутить свою фирму, случайно знакомится с Пенни, влюбляется по уши и дарит ей рубиновое кольцо. На конференции, Шелдон всячески ставит под сомнение компетенцию принца и тот лишается работы. Узнав об этом, девушка Леннарта наконец-то понимает, что союз с недобросовесным производителем научного оборудования (и принцем) был самой ужасной ошибкой в ее жизни, и она клянется, что после всего этого хочет вернуться к дорогому Леннарту. Пенни внезапно узнает, что рубиновое кольцо способно проплатить не только ее долг, но и ренту за весь предстоящий год. И так КАЖДУЮ СЕРИЮ.
Мыльная опера
Позитив - Жопа - Позитив - Жопа - - Позитив - Жопа (в периоде)
Рабыня Изаура узнает, что на самом деле она дочь богатого феодала и посвещает в эту тайну возлюбленного Идальго. Счастью их нет предела! Осталось только найти архивы в богом забытом городке Сан Пауло! Но о разговоре возлюбленных узнает официальная невеста Лаура. Она отправляется в город и под личностью Изауры добывает документы, чтобы потом их сжечь. Изаура плачет навзрыд. Но, по слухам, отец Изауры был гражданином соседнего города, Сан Антонио. О поездке Изауры в этот город зритель узнает в следующей серии....
Конечно, все это только приблизительно и автор заранее приносит извинения за допущенные грубые ошибки.
_____________________________
* как известно, в основе повествования всегда есть некое изменение, и в данном случае, для простоты, изменения к лучшему называются "позитивом" а к худшему - "жопой"
Сегодня подсмотрела у [J]tricerartops[/J] следующий закон повествовательной науки: короткий текст - плоские персонажи
(закон очень элегантный в своей простоте. я прямо-таки вижу, как нарратив сжимается и сплющивает своих персонажей в блинчики)
хотя, надо сказать, плоские персонажи попадаются и в длинных текстах, а-ля дамские романчеги. пока не могу предложить решения этой дилемме.
А вот зато примерный закон композиции повествования. Последовательность позитива и жопы в типичных кинематографических жанрах*:
Мелодрама или Психологический триллер
Позитив - Жопа
Роман Кейти и Джонни начался еще в школе. После трепетной поры влюбленности, молодая пара провела райский отпуск на островах и сказка казалось явью. Или явь сказкой. Тут хрен поймешь. Но внезапно Джонни стал каким-то агрессивным. Помнится, еще на отпуске он как-то ударил Кейти ни за что ни про что. Он-то, конечно, извинялся, но осадочек остался. (И этот чертов осадочек зритель вынужден расхлебывать в виде постоянных флешбеков к этому эпохальному событию). В итоге Кейти стала маниакально бояться своего супруга, а он стал все больше и больше прикладывать руку к спиртному и к Кейти. Иногда в этом порядке, а иногда в обратном. Впрочем, из-за постоянных флешбеков с райского острова, дества и отрочества героев, очередность событий с точностью определить невозможно. И тут оказывается, что Кейти беременна. Джонни думает, что от воображаемого любовника, запихивает Кейти в багажник машины и спускает ее в обрыв.
Боевичог
Жопа ---- Позитив
Мир в опасности. На землю, пребывающую в дистопическом аду, выселились пришельцы-гуманойды. И только один человек может спасти мир. Имя этому человеку Новый. И играет его Чак Норрис. Новый нереально крут, знает тысячу приемов айкидо, гоняет на летающем скутере и наделен умственными способностями синтетической губки: как говорится, зато быстро усваивает. Но ум ему и не нужен, потому что у него в тылу куча ученых и министров в очечках, которые разраотали офигенный ПЛАН. И хотя зритель знает, что план обязательно будет выполнен и солнце вновь встанете над окутанным смогом городом, ему (зрителю) время от времени предлагают попереживать за главного героя, который вот-вот упадет с обрыва или перепутает цвет провода на взрывном механизме.
Всякий артхаус
Жопа - Позитив - Жопа
Темные проплесневелые кварталы старой Праги (или Хельсинки? или, не побоюсь этого слова, Томбовской области??). На подмостках стоит мать с детьми и просит милостыню. Ее пихают ногами и всячески унижают. По вечерам она подрабатывает проституткой, а по утрам моет сортиры. К тому же, она еще и слепа на один глаз. И тут ей в руки попадает СФЕРИЧЕСКОЕ В ВАКУУМЕ ЩАСТЬЕ. Например, ее вдруг находит потерявшийся за годы войны брат, богатый до чертиков. Или она находит на улице скрипку и внезапно (!) оказывается, что она играет, как богиня. Или, она просто--напросто находит в заброшеном доме золото партии. Или один из ее "клиентов" предлагает ей обеспечение а ее дитятам образование. Тут ее жисть круто изменяется, но счастье это оказывается недолговечным. Брата убивают его подельники-мафиози, злые конкуренты выкалывают ей видящий глаз и она не может попасть на кастинг в государственный оркестр, партия забирает холото себе и убивает несчастную, а жена "клиента" застает их за делом и убивает обоих. Фильм стоит смотреть ради щемяще-красивых пейзажей и крупных планов, проникновенных диалогов и чувства катарсиса и тщетности земной жизни. Ведь грязь нужно еще уметь мастерски запечатлеть!
В силу довления негатива над сюжетной канвой, такие фильмы не пользуются популярностью у среднестатистического зрителя. Потому что он не понимает, что такое сепия, макро, крупный и общий план. Зато ценители понимают, что это кино "про жизнь", несмотря на то, что их "жизнь" сильно отличается от показанной на экране.
Комедия (а также много других жанров, эта композиция не только очень стабильна, но еще и дарит зрителям ощущенией фил-гуд, ведь жизнь-то налаживается!!)
Позитив - Жопа - Позитив
Познакомьтесь с Метью - он самый счастливый человек в мире. Живет, как ему вздумается: целыми днями валяется на диване и смотрит зомбоящик. У него самая крутая коллекция компьютерных игр и ему пофиг на окружающий мир. Но в какой-то прекрасный день оказывается, что окружающему миру не пофиг на Метью: его, стопятдесяткилограммового, вдруг забирают в армию по специальной программе мобилизации. Бедняге приходится привыкать к суровым солдатским будням, к гадкой каше, изнурительным тренировкам и насмехательскому отношению окружающих. Все становится еще более запутанным, когда он наконец понимает, что по уши влюблен в радистку Дженни, но ведь она вся такая.. такая... ну короче не баба, а ангел. И каждый первый по ней сохнет. Но зрителя не проведешь! Он-то знает, что после череды ошеломляющих провалов и искрометных сюжетных па, Метью наконец признается Дженни в этом самом и станет крутым сильным мужиком. И все будет ну просто зашибись как.
Ужастик
Жопа - Полная жопа
Однажды группа тинейджеров решает заночевать в лесу. Лес очень страшный. Духи и привидения лезут изо всех щелей, а щелей в этом лесу тьма-тьмущая. Ах да, в этом лесу вообще тьма-тьмущая, потому что происходит все ночью, собственно. Они же ночевать собрались. И только все заснули, как слышат крик. Ну думают, наверное сова ухнула! "Мы ведь не в каком-нибудь фильме ужасов, хаха" На следующее утро не досчитались одного товарища. Чуть позже его находят на дереве, повешенным на собственные кишки. К одной девушке во сне являются (художественно намакияженые) трупы, пожирающие ее парня. На следующее утро парня не досчитались. Все, что от него осталось - это торчащая из ледяной земли голова выражающая пароксизм ужаса. И чем дальше в лес, тем больше
ПорнографияПозитив - Позитивище
На краю дороги симпатичная длинноногая блондинка в обтягивающей одежде и с доверчивыми глазами детеныша тюленя. Ну как такую не подобрать? Села в машину и стала вдруг рвать на себе одежду - становится все жарче и жарче. А тут еще и в рот взяла, а потом еще раз. В общем, у этой истории только счастливый конец (во всех смыслах слова)
Бывает еще другой вид порнографии. Он начинается со слов: Наш народ всегда был лучшим. Он был лучшим в 11 веке, в 12 веке, в 13 вообще стало зашибись, ну и теперь мы тоже впереди планеты всей, и пусть никакая предательская сволочь из-за бугра только посмеет сказать, что мы не лучшие, а отстой. Сами вы отстой, уроды.
Ситком
Жопа - Позитив - Жопа - Позитив - Жопа - Позитив (в периоде)
У Шелдона опять проблемы с центрифугальным дробителем периодических единиц, а Леннарта бросила его индийская любовь, укатив к богатому индийскому полу-принцу. Но это еще только начало, ведь и их соседка Пенни находится под угрозой выселения за долги и все катится к чертям собачьим. Но рано вешать нос! Ведь оказывается, что богатый индийский полу-принц и есть тот самый поставщик некачественного центрифугального дробителя! Он приезжает в Америку, чтобы раскрутить свою фирму, случайно знакомится с Пенни, влюбляется по уши и дарит ей рубиновое кольцо. На конференции, Шелдон всячески ставит под сомнение компетенцию принца и тот лишается работы. Узнав об этом, девушка Леннарта наконец-то понимает, что союз с недобросовесным производителем научного оборудования (и принцем) был самой ужасной ошибкой в ее жизни, и она клянется, что после всего этого хочет вернуться к дорогому Леннарту. Пенни внезапно узнает, что рубиновое кольцо способно проплатить не только ее долг, но и ренту за весь предстоящий год. И так КАЖДУЮ СЕРИЮ.
Мыльная опера
Позитив - Жопа - Позитив - Жопа - - Позитив - Жопа (в периоде)
Рабыня Изаура узнает, что на самом деле она дочь богатого феодала и посвещает в эту тайну возлюбленного Идальго. Счастью их нет предела! Осталось только найти архивы в богом забытом городке Сан Пауло! Но о разговоре возлюбленных узнает официальная невеста Лаура. Она отправляется в город и под личностью Изауры добывает документы, чтобы потом их сжечь. Изаура плачет навзрыд. Но, по слухам, отец Изауры был гражданином соседнего города, Сан Антонио. О поездке Изауры в этот город зритель узнает в следующей серии....
Конечно, все это только приблизительно и автор заранее приносит извинения за допущенные грубые ошибки.
_____________________________
* как известно, в основе повествования всегда есть некое изменение, и в данном случае, для простоты, изменения к лучшему называются "позитивом" а к худшему - "жопой"
i have thought about the Daniel Steele problem, too..i think it is not literature, but the epitome of the flat and monodimensional: flat narratives, flat characters, flat expectations, flat outcomes. one has read a single book, one's read them all.
thanks for the rest. was fun indeed.
Stigravian Shaderstill,
triceratrops, да, мне тоже кажется, что это как сказал Толкиен - "мало масла, размазано по большому куску хлеба" (только не надо тут напоминать мне про масляный кризис в Норвегии!!
некоторым, видите ли, платят за количество слов, так они размазывают плоских персонажей по всему тому. У меня как-то не Стил крутится на языке, а Дэн Браун
а почему тонешь?
triceratrops, ясно.... бывает. у меня тут тоже жесть