понедельник, 26 сентября 2011
Этой осенью, как обычно, кинематографы всех пяти северных стран замерли в ожидании: через несколько недель станет известно имя обладателя приза за лучший фильм, который ежегодно вручает жюри Совета Северных Стран (Nordisk Råds Filmpris). От каждой из стран (Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и Исландии) номинируется по одному фильму, но только один из пяти уходит с престижным призом.
В связи с награждением, все пять фильмов, вместе со своими создателями, наносят визит столицам северных стран, давая возможность жителям ознакомиться с претендентами на победу. УНиверситет в Осло традиционно приглашает студентов института нордистики прийти на мероприятие, и в этом году мне посчастливилось попасть на просмотри фильма-кандидата из Финляндии, под названием "The Good Son".
читать дальшеЯ ожидала, что нам поднесут на тарелке очередной мрачный и непроницаемый фильм-холодец, где люди живут каждый на своей планете с расстоянием в несколько тысяч световых лет. Но фильм оказался довольно многогранным, хорошо поставленным и тонким с психолонической точки зрения.
Сюжет фильма можно назвать классическим: любовный треугольник - он, она и ... ее сын. Потерпевшая фиаско актриса Лейла решает уединиться на даче у озера вместе со своими двумя сыновьями. Старший сын, Илмари, ревностно охраняет ее покой, в том числе от внезапно нарисовавшегося на горизонте писателя-ухажера. В жизни самого Илмари тоже намечаются перемены - в него влюбляется местная чудачка Карита. И всё же для начала Илмари должен защитить свою маму от этого чудовищного чувака: но как говорится, хорошими намерениям дорога в ад устлана. Светлый и нежный оттенок фильму придают виды природы и приключения младшего брата, Унто, настоящего поэта в душе. Он, как ни странно, единственный, кто, не являясь официальным членом культурной богемы, способен на созидание.
Режиссер фильма, Саида Бергрот (Zaida Bergroth) рассказала о необычных технических особенностей съемки: из-за скромного бюджета филмь снимался на две обыкновенные цифровые камеры, одну из которых держала сама Саида. ФИльм снимался всего в течение 20 дней, с предварительными репетициями. Интересно, что головокружительные кадры "с высоты птичьего полета" снимались с помощью камер, прикрепленных к игрушечным вертолетам на дистанционном управлении. Как говорит сама режиссер, сюжет фильма был достаточно компактным, что позволило снять все в краткие сроки и даже дать актерам возможность выйти за рамки роли и поимпровизировать.
Особенно хочется выделить игру актеров. Элина Книхтиля (Elina Knihtilä
, сыгравшая в фильме главную героиню, широко известна в Финляндии как актриса комедийного плана. И тем не менее роль чувствительной и любящей матери, склонной к резким изменениям настроения и светской наигранности, она сыграла более чем блестяще. Местами хотелось приласкать ее за пухлые щечки как ребенка, местами вспоминалась поговорка про "коня на скаку остановит", а местами в ее героине появлялось нечто загадочное и притягательное, что сложно выразить в словах. Персонаж Лейлы - женщина, которая не заметила, как создала монстра и посадила его на цепь. Можно сколько угодно рассуждать о ней как о жеманной баловнице судьбы и богемной дурочке, но все же в конце фильма она делает единственно правильный, хоть и жесткий выбор.

Исполнитель роли сына, Самули Ниттимяки (Samuli Niittymäki), тоже сыграл своего персонажа очень нюансированно и вдумчиво. Дно его тихого омута сплошь устлано чертями, но это замечаешь не сразу. Только внимательно проследив за взаимоотношениями сына и матери, начинаешь понимать, что жестокость и непримиримость по отношению ко всем врагам матери - это инстинкт, выработанный не без помощи самой мамочки. И наверное именно поэтому к Илмари можно проникнуться если не сочувствием, то жалостью: в его образе есть какая-то юношеская сентиментальность и что-то хрупкое, ускользающее. Именно это делает его настолько непредсказуемым и неоднозначным в роли агрессора.
Другими словами, мне очень понравился фильм и я рекомендую его всем, кого интересует кинематограф Северных стран в целом и Финляндии в частности. Хотя в фильме довольно много типично финской культуры, финского духа, на мой взгляд фильм удался и на международном уровне, ведь он повествует о внутренней борьбе и взаимодействии между людьми, об ошибках и их исправлении - а также о том, как пережить семейный кошмар, наблюдая за невидимой жизнью насекомых.

про другие фильмы, номинированные на премию, можно почитать
тут
@темы:
скандинавия,
кино, отзывы
А ты не знаешь какие фильмы представляют другие страны?
Уверена тебе еще представиться возможность увидеть эти фильмы!