В Норвегии живут представители множества религий, но в этой статье речь пойдет об альтернативе религии - Норвежском гуманистическом и этическом союзе.В Норвегии, как известно, самой популярной религией является христианство, а точнее, лютеранское протестантство. Эта религия до недавнего времени была государственной, пока церковь официально не отделилась от государства в 2012 году. Точнее говоря, пока государство не отделилось от церкви: ведь голосовать за эту поправку в конституции должен был парламент.
Несмотря на формальное отделение церкви от государства, религия тесно связана с культурой и обществом Норвегии: конституция обязывает 50% парламента и всю королевскую семью принадлежать к Лютеранской церкви Норвегии. Консервативная христианская партия занимает 6% мест в парламенте. Основы религий (не только лютеранской) преподаются в школе. Есть даже параграф закона, предусматривающий наказание в размере до 6 месяцев заключения за богохульство! А еще множество христианских праздников объявляются выходными днями. Рождество у многих норвежцев связывается с подарками, глёггом (горячим вином с пряностями), адвентовским календарём, а Пасха - с лыжными походами в горы, апельсинами, какао и пасхальными детективами. Как тут представителям других религий не загрустить и не позавидовать?
Особенно обидно подросткам, не принадлежащим к лютеранской церкви. Ведь в лютеранской традиции наряду с крещением есть еще и ритуал конфирмации, как бы "подтверждения" данной при крещении веры. Этот обряд призван завершить единение с Богом и заодно - подтвердить зрелость конфирманта. А кто из подростков готов пропустить такое важное событие, тем более что по окончанию церемонии вся родня устраивает пир на весь мир и одаривает конфирманта всевозможными подарками?
Однако Норвегия, несмотря на лютеранское наследие, поддерживает и другие религии. Всем гражданам позволяется взять два выходных в год на религиозных основаниях. Любая религиозная организация, насчитывающая определённое количество членов получает возможность (1) проводить обряд венчания и (2) получать государственное пособие за каждого члена религии, равное тому пособию, которое выплачивается за каждого члена Лютеранской церкви Норвегии. На этой почве, разумеется, выросла не одна шизойдная религиозная организация. Одни "Язычники" (Hedninger) чего стоят: их главным занятием является даже не общение с языческими божествами, а насмешки над христианством...
Но вот что в такой ситуации делать тем, кто не верит в Бога, но тоже нуждается в обществе себе подобных, в осмысленных ритуалах, знаменующих важные этапы жизни и в бесплатных булочках с кофе? Для этого есть так называемые "мировоззренческие организации" (livssynssamfunn). О крупнейшей из них, Гуманистическом и этическом союзе Норвегии (Human-etisk forbund) и пойдёт речь. Кстати, в 2012 году они потрясли Норвегию, выпустив сборник рождественских песен, в которых все христианское содержание было заменено на секулярное!
Слово передаю члену организации и замечательному учителю норвежского Снорре Каркконену-Свенсону (мой перевод с
латышского)
Так выглядит конфирмация в церкви НорвегииРитуалы есть, а Бога - нет"Ритуалы инициации, перехода в новую фазу жизни, знаменуют отделение человека от одной группы людей и объединение с новой группой. Такие ритуалы можно найти во всех культурах: среди брокеров Манхеттена, индейцев в амазонских джунглях, в ультра-консервативной общине Израиля, в латгальской крестьянской семье.
Именно через такой ритуал когда-то прошел и я в ратуше Осло. Несмотря на религиозное название "конфирмация", в моем случае церемония не носила религиозного характера. Наверное, стоило бы назвать этот ритуал "праздником молодости", но так уж получилось, что в Норвегии укоренилось именно то название, которое ввела церковь: ведь вплоть до середины 20-ого века конфирмация в Норвегии проходила только в церквях. Обычно эта церемония приходилась на окончание школы. В 1736 году Дания и Норвегия приняли закон, согласно которому конфирмация, с экзаменом по основам религии, стала обязательной. Человек, не прошедший конфирмацию, не имел права служить в армии, быть свидетелем в суде, жениться или стать подмастерьем. К тому же, как только такому "неконфирмированному индивиду" исполнялось 19 лет, его ждал принудительный труд. Закон об обязательной конфирмации дожил до 1912 года, но и без этого закона современные подростки до 15 лет ждут-не дождутся конфирмации: как ни крути, этот ритуал стал важной частью наших традиций. Не все подростки относятся к этому как к дани религии - многих привлекают щедрые подарки, пышное торжество. А некоторые проходят конфирмацию из чувства долга перед родителями.
читать дальшеОднако не все подростки готовы принять христианские догмы: каждый год около 10 000 (15%) всех норвежских конфирмантов отдают предпочтение так называемой "альтернативной", светской конфирмации, не жертвуя своим законным правом на так полюбившуюся церемонию инициации. В такой церемонии религиозное содержание заменяется светским.
Альтернативную конфирмацию организует Норвежский Гуманистический и этический союз (Human-Etisk forbund, НГЭС). Кроме конфирмации, Союз организует своего рода крестины: праздник имени для новорожденных. Эта церемония тоже проходит в ратуше, доме культуры или другом общественном месте и сопровождается музыкой, песнями, чтением поэзии и речами. Родителям выдается удостоверение. Организация также имеет право проводить похороны (проводя около 500 церемоний в год), и брачные церемонии (примерно 600 пар в год). Церемония полностью лишена религиозного оттенка, но в ней нет и той безличной формальности, присущей бракосочетаниям в стенах областного суда, который в Норвегии выполняет роль ЗАГСа. До появления Норвежского Гуманистического и этического союза "монополию" на проведение ритуалов инициации имела лютеранская церковь.

Светская конфирмация
Норвегия - не единственная страна, в которой есть альтернатива церковной конфирмации. Гуманистические ассоциации Швеции, Дании и Исландии также организуют светскую конфирмацию для молодежи. Менее заманчивый эквивалент существовал и в коммунистической Восточной Германии, где вместо церковной конфирмации проводились молодежные праздники (Jugendweihe). Эта традиция жива и по сей день на востоке Германии и носит имя "Jugendfeier". Стоит добавить, что эта церемония, основанная на истории культуры, намного старше норвежской и возникла еще во второй половине 19-ого века как альтернатива католической и протестантской церемониям."Церковь неверующих - что это?
Логотип Норвежского Гуманистического и этического союза похож на букву "H" и человека."Норвежский Гуманистический и этический союз был основан 9 апреля 1956 года как ветвь Международного гуманистического и этического союза (International Humanist and Ethical Union), основанного четырьмя годами раньше. Главная цель союза - создать альтернативу церкви, поставив под вопрос монополию церкви на моральное воспитание. Основатель ассоциации, ботаник Кристиан Хурн (Kristian Horn, 1903–1981), был человеком с разносторонними интересами: увлекаясь гуманитарными науками и философией, он пытался сблизить их с естественными науками. Его взгляды на то гуманистический образ жизни отражают его статьи и лекции. Альтернативную конфирмацию для молодежи он начал проводить еще в 1951 году, за пять лет до основания организации.
читать дальшеФилософия К. Хурна базируется на трех главных принципах, основанных на наших способностях, наших представлениях и с нашей этике. Первый принцип гласит, что в основе союза человека с миром и общения человека с другими людьми лежит способность человека интерпретировать нажитый в мире опыт, используя критическое мышление. Второй принцип постулирует, что человек - творческое существо, способное создавать собственные представления обо всем неизвестном. В этом гуманисты отличаются от миссионирующих верующих, так как они никогда не станут навязывать свои представления окружающим. Третий принцип - этика, корни которой лежат в эмпатической сущности человека, возможности сопереживать, побывать в чужой шкуре. Этот принцип предполагает следование золотому принципу морали "Не делай другому того, чего не желаешь себе!"
Гуманистический союз не воюет с религией как таковой, но критически относится к религиозным догмам. Особенно критически Союз относится к религиозному фанатизму, особенно фанатизму с политической окраской, который находит свое выражение в терроризме и отсутствии толерантности. Союз не связан ни с одной конкретной партией, однако среди её членов можно найти представителей всех крупнейших партий Норвегии за исключением, конечно же, Христианской народной партии. Однако, несмотря на свою аполитичность, Союз иногда вступает в политические дискуссии, если дело касается прав человека и неприкосновенности личности. Например, у Гуманистического союза имеется ярко выраженная позиция по вопросам ядерного оружия, прав женщин, прав гомосексуалистов, а также прав беженцев и лиц, ищущих убежище. Гуманистический союз выступает за свободу вероисповедания и за толерантность по отношению к "инакомыслящим". Союз был в числе организаций, предложивших основать Совет по сотрудничеству религиозных и мировоззренческих общин. В Норвегии и христиане, и мусульмане, и гуманисты понимают, что такое сотрудничество неизбежно и необходимо. Представители религиозных и мировоззренческих общин стараются подчеркнуть сходства, а не различия. У Гуманистической организации есть своё издательство, выпускающее книги, посвященные этике, науке, философии и религии. Еще у организации имеется собственная благотворительная программа, поддерживающая проекты в Индии, Непале, Уганде, Бразилии и Доминиканской республике."
Урок религии, этики и мировоззрения в Норвегии.Если мир - школа, то Норвегия - отличница"Если бы мир был школой, то Норвегия была бы в отличницей по всем предметам, кроме одного. Норвегия была бы этакой голубоглазой всезнайкой, сидящей на первой парте и поднимающей свою белоснежную ручонку на каждый вопрос учителя. "Кто рассчитает формулу равенства полов?" "Я!" "Кто проспонсирует ремонт школы?" "Я, я!" "Кто из вас, детки, одержит победу в школьных состязаниях по лыжному бегу?" "Я, я!" "Кто помирит самых необузданых драчунов класса?" "Я, я!" И только по предмету "свобода религии" у этой девчонки сплошные колы, а всё потому что Норвегия никак не создаст нейтральную в религиозном смысле школьную программу.
читать дальшеС давних времен в норвежских школах и детских садах доминировало обучение христианской вере. В 70-ых и 80-ых годах прошлого века стараниями Гуманистического и этического союза была разработана альтернатива христианскому образованию для детей, чьи родители не являются членами государственной лютеранской церкви. На базе этой программы обучения и христианского образования в 1997 году был создан обязательный школьный предмет "Христианство. Религия. Мировоззрение." Однако доминирующее положение христианства в этом предмете подверглось критике: в 2004 году Комитет по правам человека ООН признал этот предмет нарушением прав человека. Но и на этом история не закончилась. После того, как Министерство образования Норвегии внесло в предмет изменения, Европейский суд по правам человека посчитал программу недостаточно объективной. И споры длятся до сих пор."
Убранство норвежской ставкирки - деревянной церкви 12 в.В кого веруют неверующие?
"Зачем мы появляемся на свет? В чем смысл жизни? Что было до большого взрыва? Откуда в мире так много зла? Отмахнуться от подобных вопросов практически невозможно. В то время как религия подает ответы на блюдце с голубой каёмочкой, гуманисты не торопятся с готовыми решениями. В отличие от приверженцев религии, объяснения которых часто не подлежат проверке фактами, гуманисты считают, что самое главное - это задать вопрос. Ведь неведение неизбежно, и с этим остается только смириться. Несмотря на то, что науке удалось приоткрыть завесы тайны над многими вопросами, над которыми когда-то бились священники, в мире осталось много неизведанного.
читать дальшеМожет появиться законный вопрос: "Можно ли считать гуманизм религией?" Ответ на этот вопрос отрицательный. Гуманисты не верят в сверхъестественные силы и в Бога, как минимум - сомневаются в его существовании. Другими словами, гуманисты верят в жизнь ДО, а не после, смерти: по мнению гуманистов, жизнь на этом свете должна быть максимально качественной. Гуманизм основывается на толерантности, в центре которой человек. Ведь все мы нуждаемся в чувстве уверенности и уважения. Раз в центре гуманизма человек, гуманисты заботятся о природе во благо подрастающим поколениям. Права человека и демократия тоже важные принципы гуманизма. Все эти нормы не являются абсолютными, но действия оцениваются в зависимости от их последствий: положительных или отрицательных. Главным принципом гуманизма является свобода человека принимать решения, касающиеся его собственной жизни, если они не ущемляют нужды других людей. Вариаций на тему этих основных принципов бесчисленное множество. Именно поэтому среди членов Союза вы встретите представителей самых различных "лагерей". Даже мнения об эвтаназии расходятся: некоторые гуманисты за, а некоторые против. Среди гуманистов встречаются как убежденные атеисты, так и сомневающиеся агностики.
Понятное дело, что гуманизм не возник на пустом месте, в культурном вакууме. В конце концов, он появился не где-нибудь, а в Европе, на основе Западной философии и, как ни странно, христианства. Не удивительно, что в гуманистах есть многое от христианства, несмотря на то, что мы верим в жизнь ДО смерти. Ведь те, кто вырос в Европе, впитали в себя христианские ценности с молоком матери. Эти ценности пронизывают наш менталитет, а также наш язык. Будучи лингвистом, я давно заметил, что и норвежцы, и латыши изо дня в день пользуются выражениями, почерпнутыми из Библии. Библия привнесла в наши языки мощные метафоры и меткие замечания о человеческой природе. Не являясь христианином по вере, я, тем не менее, считаю себя христианином в культурном смысле слова, по факту того, что я родился и вырос в Северной Европе. Я думаю, что у меня гораздо больше общих ценностей со среднестатистическим шведским или эстонским христианином, чем с атеистом из Индии или Японии."
Религия - это подарок.Попадет ли Нансен в ад?Я никогда не верил в Бога. И привык относиться к этому спокойно. Иногда, в трудные моменты жизни, я жалею о том, что не обладаю этим даром. Ведь вера - это своего рода подарок. Под подарочной оберткой - готовые ответы на сложные вопросы, смысл жизни, правильный жизненный вектор, а еще, в качестве бонуса, вечная жизнь после смерти. И вот, несмотря на всё это, у меня никак не получается верить. Ни сейчас, ни раньше. Помню, в один весенний день мы играли в войнушку в пригородном парке. Мне было всего восемь лет. Пока мы прятались в кустах в овраге, мой собрат по команде спросил у меня: "Ты веришь в Бога?" Я ответил: "В Бога - нет, а в Христа -да.". Прошлогодняя листа хрустела под руками и ногами, пока мы передвигались на четвереньках. Мой друг растерялся и сказал, что так нельзя - верить в Христа, но не в Бога. А я-то на самом деле имел в виду, что верю в жизнь Христа: верю, что Христос когда-то жил, будучи яркой исторической личностью с красивыми идеями и даром оратора. С тех пор я свое мнение не изменил. А еще, раз уж речь зашла о Христе, то меня частенько звали во дворе Христом. Эту кличку с издевательским оттенком я заслужил тем, что частенько встревал в драки между ребятами во дворе, пытаясь примирить между собой враждующие стороны (но только в тех случаях, когда я сам не был одной из сторон...).
читать дальшеМой отец христианин, но в разговорах с ним мы никогда не затрагивали тему религии. Мама не верит в Бога, но однажды сказала, что если бы верила, то стала бы православной: её привлекали красивые песнопения, атмосфера и православное искусство. А вот с бабушкой мы на Рождество ходили в церковь и даже обсуждали религию. В нашем домике в горах, где я проводил пасхальные и летние каникулы, мы с бабушкой всегда спали в одной комнате: она на нижнем ярусе кровати, я на верхнем. Помню однажды вечером, когда мы лежали каждый на своём ярусе, листая старые журналы, она спросила, действительно ли я не верю в Бога. Услышав мой ответ, она сказала: "Но, внучок, верить-то надо! А то в ад попадешь." Тогда я спросил, может ли так быть, чтобы герой ее детства, норвежский исследователь полярных широт, океанограф, биолог, дипломат и гуманист Фритьоф Нансен горел в адском пламени только потому что не верил в Бога? Бабушка растерялась: "Ну.. нет, наверное.. и всё же надо верить, так, на всякий случай." И вот, будучи молодым и горячим, я действительно уверовал. Уверовал в атеизм: стал даже миссионером атеизма. Один из моих друзей был сыном священника. Мы с ним долго вели разговоры о религии, в которых я старался изо всех сил переубедить его, указывая на недостатки и противоречия христианства. Я читал и перечитывал Библию - как проклятый. И со временем сына священника одолели сомнения. Впоследствии он все-таки вернулся в ту религию, в которой он вырос, да и я оставил лавры воинствующего атеиста в прошлом. Если религия придает смысл жизни конкретного человека, зачем мне её отнимать? В конце концов, не все явления можно объяснить с помощью биохимических процессов в мозгу! Например влюбленность обусловлена выделением серотонина, дофамина и адреналина в мозг. Но в этом описании маловато поэзии. Как ни крути, биохимия - плохая основа для стихотворений и баллад о любви. А уж влюбленные об этих вещах даже не задумываются! Скорее всего, так даже лучше!"(с) Snorre Karkkonen Svensson
весь текст в оригинале на латышскомпри возникновении мыслей комментить строго обязательно
*реверанс*
теГст не мой