в начале было слово. и слово было в творительном падеже

В Норвегии живут представители множества религий, но в этой статье речь пойдет об альтернативе религии - Норвежском гуманистическом и этическом союзе.

В Норвегии, как известно, самой популярной религией является христианство, а точнее, лютеранское протестантство. Эта религия до недавнего времени была государственной, пока церковь официально не отделилась от государства в 2012 году. Точнее говоря, пока государство не отделилось от церкви: ведь голосовать за эту поправку в конституции должен был парламент.

Несмотря на формальное отделение церкви от государства, религия тесно связана с культурой и обществом Норвегии: конституция обязывает 50% парламента и всю королевскую семью принадлежать к Лютеранской церкви Норвегии. Консервативная христианская партия занимает 6% мест в парламенте. Основы религий (не только лютеранской) преподаются в школе. Есть даже параграф закона, предусматривающий наказание в размере до 6 месяцев заключения за богохульство! А еще множество христианских праздников объявляются выходными днями. Рождество у многих норвежцев связывается с подарками, глёггом (горячим вином с пряностями), адвентовским календарём, а Пасха - с лыжными походами в горы, апельсинами, какао и пасхальными детективами. Как тут представителям других религий не загрустить и не позавидовать?

Особенно обидно подросткам, не принадлежащим к лютеранской церкви. Ведь в лютеранской традиции наряду с крещением есть еще и ритуал конфирмации, как бы "подтверждения" данной при крещении веры. Этот обряд призван завершить единение с Богом и заодно - подтвердить зрелость конфирманта. А кто из подростков готов пропустить такое важное событие, тем более что по окончанию церемонии вся родня устраивает пир на весь мир и одаривает конфирманта всевозможными подарками?

Однако Норвегия, несмотря на лютеранское наследие, поддерживает и другие религии. Всем гражданам позволяется взять два выходных в год на религиозных основаниях. Любая религиозная организация, насчитывающая определённое количество членов получает возможность (1) проводить обряд венчания и (2) получать государственное пособие за каждого члена религии, равное тому пособию, которое выплачивается за каждого члена Лютеранской церкви Норвегии. На этой почве, разумеется, выросла не одна шизойдная религиозная организация. Одни "Язычники" (Hedninger) чего стоят: их главным занятием является даже не общение с языческими божествами, а насмешки над христианством...

Но вот что в такой ситуации делать тем, кто не верит в Бога, но тоже нуждается в обществе себе подобных, в осмысленных ритуалах, знаменующих важные этапы жизни и в бесплатных булочках с кофе? Для этого есть так называемые "мировоззренческие организации" (livssynssamfunn). О крупнейшей из них, Гуманистическом и этическом союзе Норвегии (Human-etisk forbund) и пойдёт речь. Кстати, в 2012 году они потрясли Норвегию, выпустив сборник рождественских песен, в которых все христианское содержание было заменено на секулярное!

Слово передаю члену организации и замечательному учителю норвежского Снорре Каркконену-Свенсону (мой перевод с латышского)



Так выглядит конфирмация в церкви Норвегии
Ритуалы есть, а Бога - нет

"Ритуалы инициации, перехода в новую фазу жизни, знаменуют отделение человека от одной группы людей и объединение с новой группой. Такие ритуалы можно найти во всех культурах: среди брокеров Манхеттена, индейцев в амазонских джунглях, в ультра-консервативной общине Израиля, в латгальской крестьянской семье.

Именно через такой ритуал когда-то прошел и я в ратуше Осло. Несмотря на религиозное название "конфирмация", в моем случае церемония не носила религиозного характера. Наверное, стоило бы назвать этот ритуал "праздником молодости", но так уж получилось, что в Норвегии укоренилось именно то название, которое ввела церковь: ведь вплоть до середины 20-ого века конфирмация в Норвегии проходила только в церквях. Обычно эта церемония приходилась на окончание школы. В 1736 году Дания и Норвегия приняли закон, согласно которому конфирмация, с экзаменом по основам религии, стала обязательной. Человек, не прошедший конфирмацию, не имел права служить в армии, быть свидетелем в суде, жениться или стать подмастерьем. К тому же, как только такому "неконфирмированному индивиду" исполнялось 19 лет, его ждал принудительный труд. Закон об обязательной конфирмации дожил до 1912 года, но и без этого закона современные подростки до 15 лет ждут-не дождутся конфирмации: как ни крути, этот ритуал стал важной частью наших традиций. Не все подростки относятся к этому как к дани религии - многих привлекают щедрые подарки, пышное торжество. А некоторые проходят конфирмацию из чувства долга перед родителями.

читать дальше

Церковь неверующих - что это?


Логотип Норвежского Гуманистического и этического союза похож на букву "H" и человека.

"Норвежский Гуманистический и этический союз был основан 9 апреля 1956 года как ветвь Международного гуманистического и этического союза (International Humanist and Ethical Union), основанного четырьмя годами раньше. Главная цель союза - создать альтернативу церкви, поставив под вопрос монополию церкви на моральное воспитание. Основатель ассоциации, ботаник Кристиан Хурн (Kristian Horn, 1903–1981), был человеком с разносторонними интересами: увлекаясь гуманитарными науками и философией, он пытался сблизить их с естественными науками. Его взгляды на то гуманистический образ жизни отражают его статьи и лекции. Альтернативную конфирмацию для молодежи он начал проводить еще в 1951 году, за пять лет до основания организации.

читать дальше


Урок религии, этики и мировоззрения в Норвегии.
Если мир - школа, то Норвегия - отличница

"Если бы мир был школой, то Норвегия была бы в отличницей по всем предметам, кроме одного. Норвегия была бы этакой голубоглазой всезнайкой, сидящей на первой парте и поднимающей свою белоснежную ручонку на каждый вопрос учителя. "Кто рассчитает формулу равенства полов?" "Я!" "Кто проспонсирует ремонт школы?" "Я, я!" "Кто из вас, детки, одержит победу в школьных состязаниях по лыжному бегу?" "Я, я!" "Кто помирит самых необузданых драчунов класса?" "Я, я!" И только по предмету "свобода религии" у этой девчонки сплошные колы, а всё потому что Норвегия никак не создаст нейтральную в религиозном смысле школьную программу.

читать дальше


Убранство норвежской ставкирки - деревянной церкви 12 в.
В кого веруют неверующие?

"Зачем мы появляемся на свет? В чем смысл жизни? Что было до большого взрыва? Откуда в мире так много зла? Отмахнуться от подобных вопросов практически невозможно. В то время как религия подает ответы на блюдце с голубой каёмочкой, гуманисты не торопятся с готовыми решениями. В отличие от приверженцев религии, объяснения которых часто не подлежат проверке фактами, гуманисты считают, что самое главное - это задать вопрос. Ведь неведение неизбежно, и с этим остается только смириться. Несмотря на то, что науке удалось приоткрыть завесы тайны над многими вопросами, над которыми когда-то бились священники, в мире осталось много неизведанного.

читать дальше


Религия - это подарок.
Попадет ли Нансен в ад?

Я никогда не верил в Бога. И привык относиться к этому спокойно. Иногда, в трудные моменты жизни, я жалею о том, что не обладаю этим даром. Ведь вера - это своего рода подарок. Под подарочной оберткой - готовые ответы на сложные вопросы, смысл жизни, правильный жизненный вектор, а еще, в качестве бонуса, вечная жизнь после смерти. И вот, несмотря на всё это, у меня никак не получается верить. Ни сейчас, ни раньше. Помню, в один весенний день мы играли в войнушку в пригородном парке. Мне было всего восемь лет. Пока мы прятались в кустах в овраге, мой собрат по команде спросил у меня: "Ты веришь в Бога?" Я ответил: "В Бога - нет, а в Христа -да.". Прошлогодняя листа хрустела под руками и ногами, пока мы передвигались на четвереньках. Мой друг растерялся и сказал, что так нельзя - верить в Христа, но не в Бога. А я-то на самом деле имел в виду, что верю в жизнь Христа: верю, что Христос когда-то жил, будучи яркой исторической личностью с красивыми идеями и даром оратора. С тех пор я свое мнение не изменил. А еще, раз уж речь зашла о Христе, то меня частенько звали во дворе Христом. Эту кличку с издевательским оттенком я заслужил тем, что частенько встревал в драки между ребятами во дворе, пытаясь примирить между собой враждующие стороны (но только в тех случаях, когда я сам не был одной из сторон...).

читать дальше

(с) Snorre Karkkonen Svensson
весь текст в оригинале на латышском
при возникновении мыслей комментить строго обязательно

@темы: несанкционированные переводы, вопрос к собравшимся, res publica, норвег и я, философия

Комментарии
02.05.2010 в 21:00

Спасибо тебе за пост))) Много нового для себя узнала
02.05.2010 в 22:21

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
хехе. при случае передам
*реверанс*
теГст не мой
02.05.2010 в 23:21

хехе. при случае передам *реверанс* теГст не мой:)передавай обязательно