Почувствуй силу и мощь Ларса фон Триера. Посмотрела "Торжество" - фильм Томаса Винтерберга, его соотечествинника и соавтора художественной программы "Догма 95."
Это действительно здорово. Мне кажется, эта программа подчеркивает необходимость использовния интенсивных методов кинематографа, вместо экстенсивных. В этих фильмах не найдешь спецэффектов, закадровой музыки, вычурных полетов камеры, фантасмагорических световых и цветовых эффектов. Вместо этого они пытаются рассказать историю имея под рукой минимум средств, мобилизуя актерское мастерство и культурный или моральный опыт зрителя.
Под словосочетанием актерское мастерство я имею в виду прежде всего осознанный отказ от статичной мимики, которая так идёт всем голливудским актерам без разбора, что зритель, встретившись с героями фон Триера или Винтерберга, вдруг вспоминает об эмоциях, как о чем-то давно покинувшем кинематограф. В стремлении показать все прелести кино-див и всю мужественность кино-героев, режиссеры отказались от стиснутых зубов, сомкнутых бровей, слез счастья и горя. кино сделало само себя Дорианом Грейем, а весь реальный мир, с реальными неэстетичными людьми и их нелицеприятными эмоциями должен был прозябать где-то на чердаке и находить утешение в идеальном мире грёз. В фильмах по "Догме 95" всё настоящее, неидеальное.
Не знаю, может быть я переборщила, сказав культурный и моральный опыт, но во многом методы фон Триера и "Торжества" Винтерберга похожи на методы классической трагедии: основа конфликта всегда зиждется на очень давних поступках, постепенно нарастает эмоциональное давление и герой должен сражаться не за себя (эта битва уже изначально проиграна), а за некую высшую справедливость. Кончается всё, как известно, катарсисом. Фильмы ставят на рассмотрение настолько глобальные моральные проблемы, что очень сложно отмахнуться или предаться праздному созерцанию. Тут-то эти фильмы и берут за живое (без огромных бюджетов и трехмерной графики).
Ознакомится с манифестом "Догма 95" (каким бы максималистским он ни был) можно тут