Предприниматели бывают трех типов.
Первый тип всю жизнь мечтал создать что-то своё, прекрасное и уникальное. Перед сном продумывал всё до последних деталей, включая цвет салфеток в корпортаивной столовой. Люди первого типа спят и видят то, как их предприятие становится филиалом рая на земле и примером для подражания для той бездушной машины узурпации, которой они отдали лучшие годы своей жизни. Чаще всего они умирают, так и не воплотив свои мечты в жизнь.
Второй тип просто любит власть/деньги/статус и обладает достаточной долей цинизма/cоциопатии/нарциссизма (нужное подчеркнуть), чтобы угнетать своих работников. Черств, непримирим, самоуверен, знает кодекс бюрократа лучше любого чиновника и ненавидит, когда профсоюзы пытаются отрубить невидимую руку рынка своими глупыми идеями о безопасных условиях работы,соразмерной оплате труда, больничных и прочей ерунде.
И есть еще третий тип: люди, на которых предприятие упало с неба. Они сочетают в себе недостатки первого и второго типа без их достоинств. Например, я. Де юре я индивидуальный коммерсант, зарабатывающий на жизнь переводами и выпасом котов. Де факто у меня просто нет другого выбора, а если бы был, то я бы лучше была просто работником, ибо я с регулярностью, достойной лучшего применения, трепещу над бумажками и опасаюсь "пренеприятнейшего известия" (ибо "аудит" по-норвежски зовется "ревизором". Не то чтобы у меня какие-то ошибки или "креативная бухгалтерия", просто мне всегда кажется, что предприниматель в любом случае в чем-то виноват, задача чиновников найти, в чем.
Они найдут, они непременно найдут!Но давайте не обо мне, давайте о хозяине нашей котофирме, назовем его условно Вольфганг ибо он является гордым соотечественником Гёте и Шиллера. И представителем третьего типа.
Итак, Вольфганг когда-то давно, будучи студентом, начал понемного пасти кошек. Со временем учредил фирму со звучным названием (ну пусть будет "Котопас". Все было замечательно, пока он не нашел постоянную работу, завел детей и съе...съехал из Осло. Вдали от мегаполиса он тоже пытался найти новых клиентов, но безуспешно. И тут он осознал, что успел обрасти целой кучей благодарных клиентов, которые все еще слали ему предложения, а также интернет-сайтом, на котором новые клиенты размещали запросы. Ехать в Осло из своих идиллических ебеней ему было нерентабельно. Тогда он решил, что ему нужны помощники.
Сказано-сделано, он предложил работу своим знакомым,
читать дальшенекоторым студентам-ветеринарам. Все, что от них требовалось - это учредить фирму-ИК, посылать счета клиентам и отдавать 20% своих кровных ему, Вольфгангу. Ведь поддержка сайта и реклама через гугл и мордакнигу стоит денег. Ну и вообще, надо же ему, бизнесмену, учредителю фирмы, как-то зарабатывать.
Наплыв клиентов, однако, рос по экспоненте. То ли гугл-реклама такая эффективная, то ли котов в Осло прибавилось, то ли сарафанное радио наконец заработало. В общем, за последний год было нанято столько же новых "котопастухов", сколько за всю историю "Котопаса".
И тут начинается интересное.
Ибо предприниматели в Норвегии не платят НДС до тех пор, пока их доходы не превысили 50 000 крон за 12 месяцев. Наш милый и добрый Вольфганг сам не посылал счета клиентам, оставляя это грязное дельце нам. Таким образом, он всё это время оставался на безопасном расстоянии от НДС-реестра, а мы, наоборот, приближались к нему семимильными шагами.
И вот настал урожайный июль, и у трех из нас случилось катастрофическое превышение. По идее НДС добавляется к стоимости товара, но так как на сайте ничего про НДС не было написано, а наш Вольфганг не являлся сторонником повышения цен, то нам было приказано брать с клиентов обычную цену, как раньше. НДС включено. Ну и 20% фирме.
"Дайте мне мои денежки... пожалуйста?"
Образовалась пикантная ситуация: в награду за наш беспримерный и усердный труд, нам вручалась... уменьшенная ставка.
Тут стоит отметить, что одна из превысивших лимит рабочих - моя подруга, которая вкалывает какие-то несоразмерные с жизнью часы в отеле и у нее нет ни физических, не психических сил бороться за свои права. А другая - пятидесятилетняя художница-аниматор, которая проработала в "Котопасе" годы, и у нее куча клиентов, так что ей даже не нужно даже числиться на фирме. Так она и написала: всё, чуваки, я, пожалуй, отдамся всецело мультикам, всем пока.
Я тоже подумывала над этим, особенно ввиду того, что Вольфганг предлагал все более и более креативные решения ("заведите еще одну фирму!", "объявитесь банкротом", "давайте я вас найму работниками и буду сам посылать счета клиентам... но тогда на полставки, мне за вас налоги платить...!", "подождите несколько месяцев, а вдруг оно само пройдет", как будто НДС было каким-нибудь ОРЗ). Доверие к товарищу Вольфгангу таяло прямо на глазах, и это было прискорбно, так как контракт между нами был построен на этом самом доверии и не говорил ничего конкретного о суммах, ценах и возможности НДСа. А моя подруга вообще работала без контракта.
В этой ситуации я сделала следующее: во-первых крепко заболела. Во-вторых, стала лихорадочно посылать заявки на работу (безрезультатно, как и требовалось доказать). В-третьих, взялась за Вольфганга. Вольфганг выдирался и пытался прикрыться заявлениями о том, что он, дескать, вёл когда-то бухгалтерию у самого короля (может быть и вёл... но почему же этот золотой период закончился? а?). Я же пыталась донести до него идею о том, что мы, вообще-то играем не последнюю роль в его маркетинговой системе, ибо довольные клиенты рассказывают друзьям и становятся постоянными клиентами. И если мы этим постоянным клиентам теперь скажем, что мы завязали с этой пагубной привычкой, то они начнут сомневаться в стабильности фирмы. И что НДС грозит и ему тоже, а значит пора призадуматься о долгосрочных перспективах компании. В принципе самое время закрыть ее к чертовой матери, если не хочется иметь дело с налогами и прочей скукотищей.
А еще я обнаружила ошибку в его подсчетах. Лежала с температурой и передвигала с места на место тяжелые, как каменные глыбы, цифры. И тут меня осенило.
Так что ВНЕЗАПНО™ лед тронулся! Вольфганг предложил уменьшить комиссию с 20% до 17,5% и пересмотреть ценовую политику в январе 2016 (цены можно менять только в следующем году, а увеличивать цену на 25% он не хочет). А также он решил включить НДС в комиссионные, так что часть этих комиссионных мы сможем получить обратно. Правда, он все еще не знает, облагается ли то, что он делает, НДС или нет. Но... это дело наживное.
В результате моих телодвижений Мадам Аниматор решила остаться и моя подруга тоже. Вольфганг, скорее всего, меня ненавидит и считает стервой, ну и пусть.
Вот такие дебри котобизнеса.
Печально только одно: я наконец осознала, что все это время мы работали на белого и пушистого, но очень некомпетентного чувака. Ну, подумаешь... с кем не бывает.
Теперь меня можно угостить чашечкой кофе!