Есть у меня подруга, которая изучает так называемые "development studies". Это такая сложно сочиненная дисциплина, которая пытается изучать так называемые "развивающиеся страны": то, как они развиваются и как "развитые страны" могут помочь им в развитии. Соответственно, у них на курсе немало представителей этих развивающихся стран, которых их многочисленные родины послали в Норвегию, чтобы они обучились, сделали выводы и вернулись обратно - поднимать целину.

И вот одна из этих студенток из какого-то государства Африки рассказала моей подруге, как она упала с велосипеда и никто из прохожих не подошел, не спросил, как она, не нужна ли ей помощь. А упала она очень больно, ничего не сломала, но знаете, как это бывает. Можно отделаться порезами и синяками, но боль поначалу просто ужасная. И никто ведь не подошел и не помог.

Казалось бы, стандартная ситуация, культурный шок, холодные и бесчувственные норвежцы, и можно поахать и поохать и на этом закончить. Но тут наша африканка делает следующий вывод: "Дело в том, что в Норвегии люди жадные."

И тут понимаешь, что тебе не хватает какого-то кусочка логической цепочки, без которого ее высказывание так же обоснованно как "Вода мокрая, поэтому она кусается." И тогда африканочка объясняет, что она ведь, конечно, понимает, что любой человек, который подойдет и поможет ей, рискует. Ему ведь придется заплатить за все ее медицинские расходы. А вдруг там перелом? Или требуется операция? Человек ведь не знает, на что он подписывается! Однако, продолжает африканочка, на самом деле у норвежцев полно денег. Это если бы человек в Африке прошел бы мимо и не помог, то она бы поняла: он бедный, не может заплатить за ее медицинские издержки. Но в Норвегии люди покупают кофе за десять долларов! Ну, предположим, не попьет он своего кофе три дня... ну даже если неделю не попьет... так зато человека спас! Но нет, жадные они все. А еще, честно призналась она, я бы на самом деле вернула бы ему эти деньги. Подумаешь.. деньги..

И тут ты понимаешь, что человек рассказывает о какой-то ситуации из родной культуры, в которой законы или нормы поведения предписывают помогающему оплатить издержки за того, кому он помог. Или даже еще хуже: в которой жертва легко может обвинить попытавшегося оказать помощь прохожего в том, что именно он ее покалечил, а поэтому должен выплатить издержки за лечение. И это общество, в котором медицинские услуги недоступны большей части населения. Вот такая это страна. На Норвегию похожа мало.

Когда девушке объяснили, что ее трактовка ситуации не соответсвует действительности, она была в корне несогласна и говорила, что даже если этой нормы поведения нет в норвежском обществе по отношению к норвежцам, то она вполне может быть по отношению к иностранцам. И ведь даже если бы она признала, что ее суждение неверно, все равно попади она в эту ситуацию еще раз, ее первой мыслью было бы: они жадные! И только потом была бы поправка на новые правила в новом обществе.

Потому что первый отклик всегда более нерациональный, эмоциональный, основанный на привычках.

И, кстати, прежде чем вы начнете обвинять африканцев в глупости, предупрежу: это правило работает в обоих направлениях. Норвежцы тоже было купили в 1952 году для одного индийского штата флотилию дизельных лодок. И рассуждали правильно - с точки зрения своей культуры: "Эти люди ловят рыбу, но у них слишком плохие, дремучие лодки. Купим им новые хорошие лодки, и они станут богатыми и счастливыми." Но оказалось, что распространение современных лодок чуть не уничтожило поголовье рыбы, создало огромные и неоправданные социальные различия К счастью, когда лодки стали ломаться от некорректного использования, никто не знал, как их починить, и их скоро забросили.

Кстати, а вы становились жертвой превратности жизненного опыта? Поделитесь