В рамках "Ночи культуры" я побывала, кроме всего прочего, в Центре Нобелевской премии мира (если кто не знает, то вручается она не в Швеции, а в Норвегии комиссией, сформированной норвежским парламентом). Сотрудники Центра изо всех сил продвигали новую выставку, посвященную Махатме Ганди, которая откроется на следующей неделе.
Как известно, Ганди был номинирован на Нобелевскую премию пять раз. Последние номинации достигли комиссии в 1948, за несколько дней до его смерти. Несмотря на то, что завещание Нобеля предусматривает возможным посмертное вручение Премии, шведская сторона комитета высказалась резко против такого исключения для Ганди. Они указывали на то, что такие исключения можно делать только в том случае, если лауреат умирает уже после объявления. В результате, норвежская комиссия не стала вручать премию в 1948 году, сославшись на то, что "среди живых нет достойных кандидатов". (ИМХО знатный троллинг для всех кандидатов!)
И вот, несмотря на все это, факт того, что Центр Нобелевской премии мира проводит выставку о Ганди заставил меня поверить в то, что Ганди - лауреат Нобелевской премии. При этом про связь Ганди с премией никто из гидов даже не заикался, оставляя зрителей наедине с их знанием истории. Кроме того, наличие в окружающем мире информации о том, что Ганди так и не стал лауреатом, подводило к мысли, что он как раз наоборот, стал им в большей степени, чем все другие. Другими словами, факт неполучения Ганди премии мира - это самое важное доказательство того, что все остальные премии мира фиктивны и только несуществующая премия Ганди - реальна.
Но апофеозом симулякров стала интерактивная видеоинсталляция, посвященная "Соляному походу" - маршу протеста против налогов на соль, введеных колональными властями Великобритании. Марш ознаменовал начало мирной революции ("Сатьяграхи"), направленной на освобождение Индии от колонистов. Особенность марша состояла в том, что к шагающей толпе присоединялись всё новые и новые участники; пожалуй, единственным неизменным участником был сам Ганди, за двадцать три дня демонстрации прошедший 390 км.
Соль видеоинсталляции (не побоюсь каламбура) заключаается в том, что любой желающий может виртуально присоединиться к походу Ганди, шагая по беговой дорожке. Движения каждого участника записываются на камеру и транслируются на экран с ландшафтом местности и дороги. Затем этот тридцатисекундный ролик помещается "в толпу", создавая очередного персонажа похода. В результате все эти персонажи шагают виртуально и бесконечно навстречу будущему.
Есть по крайней мере три причины, почему готовое видео похоже на выдержку из фильма "Рассвет мертвецов":
: цветовая обработка видео с преимуществом синих тонов: наверняка создатели хотели имитировать старинность снимка, а получилась мертвецкая бледность
: каждый ролик длится несколько секунд, а значит повторы жестов сильно бросаются в глаза, ввиду чего люди выглядят слишком автоматизированными
: камера расположена под экраном, но видео должно быть снято как будто на уровне глаз. вероятно для создания этого эффекта были использованны линзы и/или программы обработки изображения. В итоге создается совершенно монструзное искажение, при котором верхняя часть тела обращена диагонально вверх
Как вы понимаете, я не могла воздержаться от предложения попробовать чудо технологии на себе. Так что вот для сравнения оригинальная фотография с соляного похода и Ваш по(п)корный слуга в роли зомби (я над цифрой 26):
Своей видоинсталляцией Центр Нобелевской премии еще раз подчеркнул, что
: Ганди - живее всех живых
: демонстрации - это организованные пешие походы в поисках мозга
: Нобелевская премия мира по праву принадлежит только мёртвым
Очень жизнеутверждающая выставка, я обязательно схожу на официальное открытие на следующей неделе.
симулякры
entropija
| воскресенье, 16 сентября 2012