Том ЭгеланнТом Эгеланн - норвежский журналист и писатель, автор многочисленных бестселлеров, в основном написанных в жанре "исторический детектив". Успех романа "Разорванный круг" об археологе-альбиносе Бьорне Бельтё, расследующем тайны христианства, повлек за собой целую серию книг, а также, как поговаривают злые языки, вдохновил Дэна Брауна на написание "Когда да Винчи". В 2009 году Эгеланну вручили самую престижную детективную награду Норвегии - приз Ривертона. Его книги переведены на множество языков, в том числе на русский.
(Tom Egeland "Døden på direkten")
перевод мой.
(Tom Egeland "Døden på direkten")
перевод мой.
Среда, 18:20
Я только что убил свою жену.
Ее смерть была мгновенной. Она бросила на меня удивленный взгляд, соскользнула со стула, постанывая и задыхаясь, и осталась лежать на полу, приоткрыв рот.
Я довел свой тщательный план до конца, выполнил всё до мельчайшей детали. Осталось только алиби. Идеальное алиби.
Алиби хладнокровного убийцы, пристрелившего свою супругу.
Две недели тому назад мысль о том, что я, я, стану убийцей - наподобие психов, о которых пишут в газетах - казалась невозможной.
Но две недели тому назад произошло нечто, перевернувшее мою жизнь.
Моя супруга - моя очаровательная, обожаемая, остроумная, верная певчая птичка внезапно стала меняться. Её мысли улетели в дальние края. Взгляд скрывался от моего взора. Она постоянно спешила куда-то, на встречу с подругами. Когда звонил телефон, она не хотела поднимать трубку в моем присутствии.
Я не дурак. Конечно же, я все понял.
И вот моя история.
читать дальше
Две недели тому назад
- Да нет же. Он ни о чём не догадывается.
Голос Виктории звучал игриво и кокетливо. Она стояла на кухне, плечом прижимая трубку телефона к уху. Она наверняка думала, что я до сих пор в гараже.
- Да расслабься ты, - хихикала она в трубку. - Это мой маленький секрет. Он никогда ни о чем не узнает. А когда узнает, то будет уже поздно.
В её голосе появилось что-то чужое, что-то запретное.
- Слушай, - вдруг прошептала она, - я кладу трубку. Мне кажется, он вернулся.
*
Читатель, Вам знакомо моё имя. Вы знаешь, кто я такой. Вы видели меня на экранах кино и телевидения, а также на обложках журналов. Возможно, некоторые из вас (не такое уж и скромное число, как мне кажется) видели меня в роли Гамлета или Пер Гюнта на театральных подмостках. Мне претит слово "звезда", но те, кто знает толк в подобных вещах, говорят что я один из самых ярких звезд современности. Как бы то ни было. Пусть говорят. Лично я предпочитаю звучание слова "знаменитость".
Я повстречал Викторию десять лет тому назад. Ей было около двадцати, мне - за пятьдесят. Каково, а? Статьишки в желтой прессе не заставили себя долго ждать. Самая несуразная пара, Викторией и я. Её юность и красота, её бурлящая непосредственность - и моя слава и светские нравы. Бульварная пресса дала нам шутливое прозвище "Красавица и Чудовище".
Я не исключаю, что именно отношения со мной привели карьеру Виктории, карьеру семейного консультанта, к успеху. Вы наверняка видели её по вторникам в программе "Доброе утро, Норвегия". Ее сайт каждый день посещают десятки тысяч людей. Там она отвечает на вопросы о сексе и совместной жизни, ведет блог и видео-рубрику, где она дает советы в сфере отношений.
Я и не подозревал, что я по природе ревнив. До этого самого момента. Я привык доверять самому себе. Но измена Виктории стала для меня настоящим наваждением.
Кто же он, этот таинственный соперник? Что он значил для нее? Может быть, он был лучшим любовником, чем я? Почему она выбрала его, а не меня?
Я превратился в жалкую, презренную тварь .
Каждый вечер, когда я возращался из театра, я не мог не заметить признаки того, что Он побывал у нас в гостях. Борозды от шин у гаража. Следы в передней. Передвинутые вещи. Поверьте: ничто не обостряет внимание так, как ревность. Раньше мы никогда не тратили время на то, чтобы заправлять постель, но теперь она была в идельном состоянии каждый божий день. Однажды я обнаружил не многим не малым дрель на книжной полке. Дрель, представляете? Тот факт, что любовник моей жены использовал инструменты в моем собственном доме, что он помог Виктории починить те или иные мелочи, что она ни разу не попросила меня починить их - этот факт только увеличивал мою уверенность в собственной правоте: в мои мир вторглись, меня выдавили, изгнали из собственного дома.
Конечно же, я начал проверять ее сообщения.
"Vse gotovo Prihodi!", прочел я в одном из них.
Несколько дней спустя:
"Gorizont 4ist, on v teatre."
И то самое сообщение, доставившее мне столько боли:
"Ne parjsja, stari4ok-burundu4ok ni o 4em ne podozrevaet! "
Старичок...
Однажды утром я установил за ней слежку. Подобно агенту из шпионского фильма, я шел за ней из дому и до центра.
Она встретилась с Ним в Театральном Кафе. Как оригинально. Я стоял и наблюдал за ними тайком, через большие окна кафе.
Он оказался симпатичным молодым человеком ее возраста. Атлетически сложенный, стрижка до плеч, трехдневная щетина.
Тяжело дыша и не веря собственным глазам, я мерил взглядом Того, кто украл у меня супругу.
Он казался таким самоувереным и непосредственным.
Таким молодым и очаровательным.
Виктория краснела и смеялась.
Именно тогда я понял, что я обязан убить ее.
Для меня это было неизбежным последствием ее измены и моего внутреннего беззвучного вопля.
Поймите меня правильно: я не умею и не хочу оправдывать убийство. В глубине души я совершенно непохож на бессовестное чудовище. Я всё-таки любил ее, честно и от всей души, с тех самых пор, как мы повстречались.
Но именно поэтому мысль о том, что я могу ее потерять - что кто-то другой может похитить ее у меня - была невыносимой.
У меня не было другого выбора.
Вы можете представить себе мои чувства? Ревность. Ненависть. Тоску. Унижение. Смирение. Горечь. Ярость.
Когда убивают женщину - особенно замужнюю женщину со связью на стороне - муж становится подозреваемым номер один.
Это очевидно. И я не дурак.
Но в то же время я прекрасно знал, как я могу убить Викторию и заставить общество поверить в то, что я стою на театральных подмостках.
Среда. 13:00
"Priezhaj rovno v semj!"
Сообщение Виктории, адресованное любовнику, не дает повода усомниться в их намерениях. Время для рандеву выбрано не случайно.
В семь вечера начинается моё представление в театре.
А раз уж так...
Ровно в семь. Время для свидания идеально вписывается в мои планы. Если повезет, то любовничка могут даже обвинить в её убийстве.
- Дорогой! - кричит Виктория из передней - Я пойду прогуляюсь. Поболтаю с Эйрилл и остальными девчонками. Буду дома до того, как ты уедешь в театр!
Она никогда не умела лгать, моя Виктория.
Среда. 18:15
Она возвращается домой со встречи со своими "подругами". На часах четверть седьмого. Она выглядит счастливой, окрыленной любовью. На щеках блуждает румянец, а взгляд пытается ускользнуть от моего взора.
- Привет, дорогуша, все хорошо? - спрашивает она. Её голос как будто чужой, она запинается.
Пистолет, полученный моим отцом от собрата по охоте, заряжен и на взводе. Он лежит, тяжелый и холодный, в кармане моего блейзера.
Она наспех целует меня и заходит в гостиную, садится за компьютер. Именно так, как я и предполагал. Каждый вечер, примерно в одно и то же время она записывает свою видео-рубрику, которую она выкладывает на свой сайт на следующее утро.
- Боже, ну и жара! - кричит она из гостиной.
Я отрегулировал термостат до максимальной величины, чтобы замедлить остывание трупа. Следственным медикам будет нелегко установить точное время смерти.
Я слышу ее полный профессионализма голос:
- Здравствуйте и добро пожаловать на новый выпуск моего видео-блога. Сегодня речь пойдет о способах повысить адреналин в отношениях между Вами и Вашим партнером...
Старинные напольные часы за её спиной показывают 18:59. Я перевёл их на сорок пять минут вперёд. А также часы на её компьютере.
- Вашей любви не хватает перца? - спрашивает Виктория, уставившись в вебкамеру.
Я захожу в гостиную так, чтобы не попасть в поле обзора камеры. Возможно, камера фиксирует мою тень, но это уже не важно.
Довольная и счастливая, Виктория не перестает наговаривать текст о том, что партнеры должны ухаживать друг за другом и поддерживать свою любовь.
Как это мило.
Я перевожу дыхание и вынимаю пистолет из кармана.
Нажатием кнопки на пульте управления я включаю запись музыкальной заставки к семичасовому выпуску новостей. Разъяренная Виктория поворачивается ко мне.
Часы начинают бить семь раз.
В этот самый момент я нажимаю на спусковой крючок.
Я попадаю ей в грудь. Десятую долю секунды она смотрит на меня, удивленно, как будто она пытается понять, чем это я в конце концов занимаюсь. Алая роза раскрывает свои лепестки на ее белой блузке.
Она стонет и падает на пол.
Я на удивление спокоен. Мои действия механичны: я выключаю запись с выпуском новостей до того как они начинают зачитывать вчерашние новости. Я накрываю видеокамеру тряпкой и сохраняю видеозапись. Затем я перевожу часы в компьютере на правильное время. Я открываю дверцу наполных часов и указательным пальцем прокручиваю большую стрелку на один час назад.
Когда полиция проверит видеозапись на компьютере Виктории, всё будет указывать на то, что убийство произошло ровно в семь.
Если ее любовничек позвонит в полицию, он автоматически попадёт под подозрение. Если он попытается сбежать, то кто-нибудь по соседству обязательно увидит его и донесёт в полицию.
Естественно, меня тоже запишут в подозреваемые. Но в семь часов вечера поднимается занавес. В семь часов я уже должен стоять на сцене. Вся публика театра подтвердит моё алиби.
К тому моменту, как суд-мед экспертиза доедет до места преступления, все функции тела, способные поведать о настоящем времени смерти, будут, скорее всего, в границах довольно широких диапазонов судебной медицины. В конце концов, должно пройти по крайней мере несколько часов до того как наступит так называемый "rigor mortis", то есть окоченение.
Я основательно стираю отпечатки пальцев с пистолета и кладу его на стол в гостинной. Кто знает, может быть любовничек схватится за него по случайности. Если он его не тронет, то полиция получит возможность убедиться в том, что он избавился от своих отпечатков пальцев.
На стол в передней я кладу записку, которую я написал заранее от руки:
"Привет, дорогая. Ты, я вижу, задержалась. Я зайду в "Busy Bar" после спектакля, увидимся позже."
Я оставляю дверь приоткрытой и ухожу.
На часах 18:23.
Среда. 19:03
Моя игра на сцене на удивление хороша. Мне передаётся воодушевление, восхищение и сопереживание публики в зале. Бывают же такие волшебные спектакли!..
Я прибыл в театр за двадцать пять минут до начала спектакля. Да, я опоздал на пять минут, но я вовремя сообщил ассистенту режиссёра и гримёру о том, что я задерживаюсь. К тому же, с гримом для этой роли мой гримёр справляется за десять минут.
На тридцатой минуте спектакля я замечаю мужчину, который пробирается из-за занавеса в направлении оркестровой ямы. Он садится на свободное место с краю.
В нём есть что-то... по-птичьему поджарое. Он не упускает меня из вгляда. Как странно, думаю я, опоздать на целых полчаса в театр.
Когда спектакль окончен, и нашей труппе апплодируют стоя, он исчезает.
После спектакля я перехожу улицу и заворачиваю за угол. Мне не терпится попасть в Busy Bar.
Среда 21:02
Мужчина из театра сидит на одном из барных стульев, поджидая меня.
Пока я заказываю пиво, я бросаю на него вопросительный взгляд. Он усаживается поудобнее на стуле. Наконец нащи взгляды встречаются.
- Мои соболезнования, - говорит он. Показывает своё удостоверение. - Ульриксен. Полицейское управление Осло.
- Что-то случилось?
Моя речь на удивление взвешеная и плавная. Это голос настоящего актёра. В этот момент никому не под силу услышать моё сердцебиение или почувствовать обуревающую меня панику.
- Вы действительно думали, что Вам удасться избежать наказания?
Он не спрашивает, а скорее констатирует факт.
Занавес...
Я опускаю в рот солёный арахис и медленно посасываю его. Я люблю вкус соли. Бармен ставит передо мной бокал пива. Я делаю два глубоких глотка и проглатываю арахис.
- Не так часто нам приходится сталкиваться с такой находчивостью, - говорит он. - Большинство убийств совершается в состоянии аффекта. Беспощадно, бессмысленно. Но это убийство было особенным. Отточенным. Отлаженым.
Он делает знак бармену и заказывает минералку. Я ожидаю продолжения.
- Мы бы наверняка пошли по оставленному Вами ложному следу. Открытая дверь. Написанная от руки записка. Сбивающие с толку стрелки часов. Заставка из выпуска новостей. Повышенная температура в доме. Определение момента смерти вызвало бы некоторое замешательство. Суд-мед эксперты наверняка предположили бы, что смерти не могла наступить в то время, которое указано в видеоролике. И всё-таки физологические реакции тела на внезапную смерть очень индивидуальны. Вскрытие показало бы, что время смерти невозможно определить со стопроцентной точностью.
Вармен приносит минералку для полицейского. Кубики льда позвякивают о стекло.
- С другой стороны, эксперты располагают целым арсеналом средств для того, чтобы определить наиболее вероятный момент смерти. Rigor mortis - трупное окоченение. Pallor mortis - трупная бледность. Algor mortis - посмертное охлаждение. Livor mortis - трупные пятна. Есть и другие. Как ни странно, иногда момент смерти гораздо легче определить через несколько часов после смерти. Суд-мед эксперты - люди смышленые. Лучшие в мире. И чаще всего они в силах перехитрить любителей, пытающися обвести их вокруг пальца.
Я слежу за секундной стрелкой, проходящей круг за кругом по циферблату настенных часов. Бармен смешивает Singapore Sling. Из глубины бара доносится женский хохот.
- Кроме того, мы проводим детективное расследование. Мы, детективы, тоже ведь не лыком шиты. Мы задаем вопросы. Да, конечно, мы обратили бы внимание на видео-клип, сохраненный на компьютере. Но зачем убийца сохранил клип? Странный поступок, если учитывать напряженность и драматичность ситуации. Мы бы наверняка заподозрили, что убийца хотел, чтобы мы увидили нечто важное. Может быть, время сохранения видео или стрелки на часах? Быть может, он хотел, чтобы мы услышали вступление к семичасовому выпуску новостей?
Мужчина довольно улыбается: "Немного нарочито, не находите?" Он запрокидывает голову и выпивает глоток минеральной воды.
Из-за отражений в крупных окнах бара я незаметил, как на улице выстроилось несколько полицейских машин.
- Но всё, о чём я только что рассказал, не играет никакой роли, - говорит полицейский.
Пауза.
- Вы совсем не хотите узнать, почему? Вас не волнует, почему ничто из перечисленного не имеет ни малейшего значения?
Я бросаю взгляд в его направлении.
- Вы не такой уж простак, - говорит он. - Признаю. Вы изобретательны. Но скажу начистоту: мне кажется, что мы, полицейские, Вас бы рано или поздно перехитрили. Мы вычислили бы Вас. Хотя, кто знает? Как я уже сказал, это больше не имеет значения.
Он подает знак кивком головы. Двое полицейских в униформе заходят и занимают свой пост у двери.
- Дело вот в чём, - начинает полицейский. - Ваша жена вот уже две недели сотрудничала с телекомпанией ТВ-2 в рамках новой развлекательной программы под названием "У нас дома". Такой гибрид "Скрытой камеры" и "Розыгрыша". И Вам предстояло стать первым участником программы. ТВ-2 планировало снять одночасовую программу в Вашу честь, в честь Ващего тридцатилетнего юбилея на сцене. По замыслу программы, участникам предстояло испытать множество незабываемых сюрпризов, один эпизод необычнее другого - и всё это у себя дома. Только представьте себе. Розыгрыши. Тысяча и одна пицца с доставкой на дом. Звонки с приколами. Страус в ванной. И так далее и тому подобное. Сегодня вечером, как раз примерно в это время, Ваша жена, вместе с Вашими коллегами по театру, должна была ждать Вашего возвращения, вооружившись взрывным арсеналом сюрпризов. Ваша жена была центральным звеном в организации программы, во всяком случае, по словам директора проекта из ТВ-2.
Он достает видеокассету из внутреннего кармана куртки.
- С помощью Вашей жены, ТВ-2 в течении последних двух недель подготавливала всё для сегодняшнего эпизода программы. Телевизионщики, кроме всего прочего, установили скрытые камеры по всему дому. Они начали снимать пробные кадры как раз тогда, когда Ваша супруга вернулась домой. Бедняги! Эти ребята из телеавтобуса, припаркованного, к слову, невдалеке от Вашего дома, конечно же, не поняли ничего из того, что происходило перед их глазами. А когда им открылась страшная правда, было уже поздно. В любом случае, у следствия на руках видеосъемка отличного качества, со всевозможных углов. На ней видно всё, чем Вы занимались с того момента, как Ваша жена вернулась домой в четверть седьмого - и Вы убили её - и вплоть до того, как Вы уехали в театр восемь минут спустя. Вот так-то.
- Пройдемте?