Только что вернулась с лекции-дискуссии, организованной одной библиотекой неподалеку. Гостем сего мероприятия был Александр Скидан, член питерского объединения
Что делать? Про само объединение я совсем не слышала, и, надо сказать, не успела подготовиться. Поэтому получила массу новой информации.
Было очень интересно наблюдать за поведением русских в зале. Парочка, сидевшая рядом со мной сначала обсуждала качество зала и осведомлялась, сколько стоит его снять на вечер. Потом, когда товарищь гость стал рассказывать о развале Советского союза и трагической ситуации ельцинского путча, они встали и демонстративно ушли. Не выдержало их пропитанное капитализмом сердце ностальгических мнений о том, как хорошо было бы оставить социальную систему СССР при должной демократии. Думаю, что неслучайно Александра пригласили в Осло: где, как ни в Норвегии эта идея демократического социализма нашла воплощение.
Не согласнаНо вот немного про капитализм, из того, что меня оттолкнуло от мнения главного героя сегодняшнего вечера.
В его мире все зло от денег. Но ирония состоит в том, что ему самому и его группе для реализации проектов необходимы деньги. да что там - реализация проектов! Деньги нужны и на покушать и на поехать в не самую дешевую, но самую социалистическую страну в мире. И, как бы печально это не прозвучало, человечество еще не придумало ничего, что бы функционально заменило деньги.
Наверное лучше всего эта его позиция проявляется в делению искусства на "искусство" и "производство объектов". При этом как только "произведение искусства" получает ценник и, чего доброго, даже находит покупателя, то оно, из разряда эфемерного, разумного, доброго, вечного творчества, переходит в презрительное "коммерческий объект", априори холодный и бездуховный.
Конечно, полотна, книги и диски стерпят всё. Гораздо обидней за две группы людей, которые при таком положении вещей стигматизируются: это собственно те самые "производители объектов" и "коммерческие спонсоры".
О спонсоре замолвьте словоМного плохого можно сказать о так называемых меценатах и "любителей искусства". Есть среди них такие, кто не покупает картины, а вкладывает в них; кто коллекционирует книги вместо того, чтобы их читать; кто "снимает" музыкантов для семейных торжеств и т.д. Есть также люди, совершенно лишенные вкуса и поддерживающие явную халтуру. Но тем не менее даже самый циничный и самый безвкусный богач все равно как-никак да помогает творческому человеку не загнуться, в конце концов его налоги идут в бюджет и сыпятся на деятелей искусства в виде дотаций и заказов. Кроме того, среди меценатов есть люди действительно любящие искусство, люди, для которых искусство - это шаг за пределы обыденного "making money", за пределы скуки. Есть люди, которые со всем благодушием разыгрывают роль доброго заступника для нищего таланта - и если это помогает спасти талант от голода, то я ничего против этого не имею.
И о творцахУ каждого из нас бывает момент слабости, когда то или иное произведение хочется заклеймить бездушным и коммерческим. Я считаю, что единственной адекватной оценкой произведению искусства может быть четкое и ясное "нравится" и "не нравится" (и, если нужно, почему). Говорить, что то или иное произведение плохое, потому что оно слишком хорошо продается - это все равно что говорить, что пирог невкусный, потому что его съели за одну минуту. С другой стороны, ошибочна и обратная позиция: произведение хорошее, потому что все эти люди не могут ошибаться.
И как нам рассматривать таких деятелей как Ван Гог, не сумевший продать ни одной картины за всю жизнь, чьи картины теперь продаются за миллионы? И как художникам в наше время зарабатывать? Государственный заказ, по мнению Александра, ведет к политической зависимости (и я с ним в чем-то согласна), меценатство и продажа - это отказ от настоящего искусства. А кушать на что? Получается, что 95% из того, что сейчас мы называем исскуством не искусство вовсе, а объекты. Теперь мы будем все это называть объектами и заранее ненавидеть.
Поэтому я считаю, что фактор цены/успешности продаж и тп. надо просто устранить из оценки произведения искусста как не относящееся к делу. Ценник сопутствует произведению искусства также как он сопутствует многим другим делам человеческим, но не определяет его качество или значение для отдельного человека.
Как-то это все попахивает сноббизмом и лицемерием. "Что делать?" принципиально не продает ничего из своих творений - и значит, на этом основании, надо считать их творчество истинным искусством?
И все-таки, несмотря на то что я по прежнему считаю денежный фактор нерелевантным, мне кажется, что деление на "искусство" и "объекты" действительно существует. Только существует оно не в мире вещей, а в головах людей. При этом одно и то же творение может для кого-то быть объектом, а для кого-то искусством. Дело не в цене, а в диалоге между произведением и зрителем/читателем/слушателем.СогласнаМне понравилась дискуссия про театр, как этакий синхрофазотрон мыслей, где идеи разгоняжются друг об друга и сталкиваются. При чем эти идеи могут сталкиваться уже внутри самого человека, играющего роль, прямо противоположную его настоящей натуре. Непрофессиональный театр, театр импровизации, театр самопознания - это очень интересные идеи. Хотя я не совсем согласна с тем, что театр в его настоящем виде "закостенел", потому что в нем проигрываются заранее написанные пьесы. Даже если слова написаны, сама подача и воспроизведение отличаются не только от постановки к постановке, но даже от сеанса к сеансу.
Вообще было довольно интересно узнать про такую творческую группу. Думала, что такие вещи - анахронизм, что теперь все творческие люди - индивидуалисты. Наверное стоит почитать немного об их деятельности, все-таки левое искусство это интересно. Хочу кстати отметить, что хотя я отрицаю взаимосвязь между деньгами и абсолютным злом, я все же симпатизирую социалистическим силам. По моему сугубо личному мнению, денги - это неизбежность. Поэтому пускай будет много денег, у всех. И пускай они текут от богатых к бедным, а потом опять по кругу.