ТЕОРИЯ
Еще год назад, когда я только прибыла в Норвегию, меня поразило обилие стендов с бесплатными (!) вафлями и хотдогами. В начале года их было особенно много и перехватить халявный кусочек еды было легче легкого. Однажды, ужа в конце года, меня настиг голод прямо перед экзаменом, но я вовремя заметила вафельный стенд какой-то секты и подкрепилась. Вот оно какое, провидение!

Потом, когда я уже стала редактором The Monthly Moose, меня обуревали идеи о том, как рапиарить журнал? Как привлечь больше интересных писателей, иллюстраторов и фотографов? Они ведь должны где-то быть. До этого в начале года у нас была традиция по выпеканию лосей из печенья. Мы пекли их дома, а потом выдавали вместе с газетой.

Давно уже психологи выявили так называемую "норму взаимности" (reciprocity norm): когда человеку что-то даришь, он хочет тем или иным способом одарить тебя. И ответный подарок не должен быть материальным - это может быть внимание, время, обещание "Рассказать друзьям", подпись в поддержку политической акции, номер телефона итд. Поэтому, когда человек получает что-нибудь, например, печенье, он знает, что с него тоже что-нибудь спросят.

И вроде люди брали печенье и журнал но что-то было не так. Люди хватали печенье на ходу и уходили прочь. Некоторые оставались подольше, но заглатывая печенье, уходили, не прослушав наш рассказ. Явно не хватало магии вафель и хот-дога. Проанализировав, я поняла, что именно было не так.

Конечно, с одной стороны, печенье - это прсото не еда, и не все соблазнятся ими. Но самая главная загвоздка оказалась в другом. Дело в том, что печенье - это изделие, которое изготавливать можно только дома. Оно требует много времени на изготовление, но готовить его нельзя прямо у стенда, перед потенциальными "клиентами"! А вафли и хот-доги готовить можно прямо за стендом, на глазах у клиента, и пока они румянятся (а на это уходит не меньше минуты), можно рассказать человеку о том, чем мы занимаемся, какой замечательный журнал, как можно поучаствовать и где расписаться.

Кроме того, вафли и хот-доги издают аппетитный запах, на который приманиваются и остальные проходящие мимо голодные студенты. Задействуется запах, а также зрение: они видят, что вот стоит человек и чего-то ждет. Если ждет, значит, это того стоит, подожду и я. Кроме того, можно узнать про что-то интересное заодно. Так у вас журнал и можно присоединиться? А где расписаться?

Тут норма взаимности переливается через край. Кроме того, ценность вафли увеличивается пропорционально размеру очереди. ЧЕм дольще приходится ждать, тем лакомей кажется кусочек. Ведь я заработал его потом и кровью!

ПРАКТИКА
PR-акция для журнала и ISU подтвердила первоначальную гипотезу. Как только обонятельный фактор распространился по залу, к стойке поползли потенциальные клиенты. Вскоре очередь возросла, а вафли, как по нотам, не могли жарится быстрее, чем это позволяют законы физики! В итоге люди-таки написали свои имейлы в списке для рассылки и журнал за полтора часа приобрел 12 потенциальных сотрудников.

Несмотря на то, что сухую смесь для вафель от TORO пришлось мешать прямо у людей на глазах ( не было ни места ни времени, ни помощников), они не смутились зрелишем, а наоборот спрашивали, что за такой чудесный порошок, из которого можно сделать такие вкусные вафли? Студенты, одно слово.

Некоторые даже смущенно пытались помочь, но я тоже как-то засмущалась.
Единственный большой недостаток: я была одна. А так можно было подтащить еще одну вафельницу и большие чаны для теста и больше порошка. Я на своей спине не могу все унести.
Еще если бы было больше людей, то можно было отвлекаться от готовки и больше тратить времени на рассказ о том, какие мы прекрасные все из себя. Это конечно очень жалко.

Так что все маркетологи: помните о вафлях (и хот-догах)!

СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ У МЕНЯ ТЕКСТ НЕ ОБТЕКАЕТ КАРТИНКУ? ИЛИ В ВАШЕМ БРАУЗЕРЕ ОБТЕКАЕТ?
УПД: текст-таки обтек! делюсь спасительным тегом: