Вот так поживешь в Норвегии - и Латвия начинает казаться экзотикой. Цены в ресторанах и кафе кажутся мизерными, люди почему-то не жмут друг другу руки, когда их представляют, зачем-то разрешена реклама спиртных напитков и сигарет, а уж о засилии игральных залов говорить не приходится - в каждом спальном районе свой Лас Вегас.
Мне пока запомнились три вещи (список возможно будет обновляться.

1 Цитадель зла
Единственный воистину латвийский банк Parex, который был национализирован во время кризиса и выкуплен государством за два лата (3 евро) сменил название. Теперь Парекс известен под лейблом "Citadele" - "Цитадель".

Не знаю, чем думали эксперты в области ребрендинга, но лично у меня слово "цитадель" вызывает в сознании два словосочетания: "цитадель зла" и "темная цитадель". Не стану утверждать, что подобные ассоциации возникают в умах у всех пользователей, но спинным мозгом чувствую, что название не способствует позитивным "движениям души".

Еще очень забавно, что если разделить это название на две части - "Cita dele", то по-латышски оно будет означать "Другая доска" (и логотип радостно подтверждает это - на нем и правда две абсолютно бесполезны доски). А если в слове "dele" сделать долгую гласную (как видно на фото тут, и как предписывают правила латышского языка для написания слова "цитадель", то словосочетание превратится в "Другая пиявка".
Чувствую, что именно вторая трактовка больше всего отражает сущность нового банка. Остается только отметить честность ребрендеров.

2 Аутлет на аутлете и аутлетом погоняет
Слово "outlet", судя по всему, прочно обосновалось в латышском языке и латвийской культуре. Еще год назад никто не знал, что такое аутлет (ну кроме, наеврное нуворишей, охотившихся за брендовым шмотом подешевке). Теперь это слово, которое означает "продажа непроданного товара по более дешевой цене" можно увидеть везде - иногда даже невпопад.

В Латвии аутлет - это не только брендовая одежда из прошлогодних коллекций по низким ценам. Аутлет - это также китайской-турецкий ширпотреб, который (по понятным причинам) никто не расхватал, и поэтому теперь он стоит не десять евро, а один евроцент. Аутлет в Латвии не ограничивается одеждой - аутлет существует даже для спиртной промышленности (хотя непонятно, как алкоголь может остаться непроданным??). Слово "аутлет" используют даже для локальных распродаж в обычных магазинах, видимо слово порождает в латвийцах жажду скупить все. Я даже видела магазин секонд-хенда, почему-то названный аутлетом.

3. Блеск и нищета мелкого предпринимательства
В то время как в России сносятся на корню закусочные лотки, в Латвии они цветут пышным цветом и бросают семена. Я уже не говорю о традиционных Рождественских лотках и ярмарках - это нормально и временно. Но вот например у нас, в спальном районе построили пышечный лоток, на нескольких остановках появились новые киоски как грибы после дождя, везде, куда ни глянешь - малюсенькие стенды с рукоделиями, самодельным мылом и прочим креативом. И, что немаловажно, на каждой единице продукции стоит профессионально выполненная и наверняка зарегистрированная в регистре предприятий торговая марка.
Идешь в магазин за колбасой - а там на входе стоит ТВ-шоп с припарками из гингко билобы. Или дама с собачками из пластиковой массы. Или еще какой-нибудь монстр креатива. Недавно встретила одну старую знакомую - так она тоже открыла собственную фирму, с сайтом, логотипом, налогами итд и производит украшения, в том числе пояса, сделанные из советских погон. И всё по-серьезному. Я чуть не прослезилась. Латвийцы взялись за голову и больше не бегают от закона.