![](https://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSB6NTnwMsGV2LHyz-aPGNkGswzEApZd4DlIDVrAR0R4JX2-mzk)
Перед вами еще один черновик отрывка из романа "Первооткрыватель" Яна Хьяштада, который я перевожу в рамках проекта в "Клубе неудачников". Каждую неделю я выкладываю в дневник по одному небольшому фрагменту. Критика и комментарии приветствуются. фак-фак-фак. оно сырое, но что поделать!«Ребята, скажите, что вы видите?», - спросил он в первый же урок норвежского, написав большую букву “H” на доске, да так, что крошки от мела полетели во все стороны. Лектор Дели мог вытащить мел из кармана пиджака быстрее, чем ковбой вытащит револьвер. На лицах учеников застыл знак вопроса. «Посмотрите внимательнее, – сказал он, – неужели вы не видите лестницу? Каждая буква – это лестница. Если научитесь использовать их с умом, то сможете забраться куда угодно».
Лектор Дели был наставником, в самом буквальном смысле слова. Он хотел наставить их на путь, который
читать дальшеприподнял бы их над землей. Он хотел поставить перед каждым из них лестницу, чтобы они смогли подняться еще на один уровень. Он ни разу не завалил ученика. Нет, он, напротив, взращивал в ученике самое лучшее, даже то, чего в нем изначально не было. Лектор Дели был похож на харизматического ведущего музыкальной викторины «Контрапункт», появившегося на телеэкранах намного позже. Лектор Дели, как и этот ведущий, Стен Бруман, всегда наряжался в пух и прах, прежде чем приступить к делу. Стен Бруман, например, появлялся на телеэкранах в самолично спроектированных пиджаках, которые, как по волшебству, вытягивали правильные ответы у участников, даже в те моменты, когда казалось, что команда в полном смятении. Казалось, что для ведущего, как и для лектора Дели, было делом чести вытащить из своих собеседников ту информацию, которая таилась в их подсознании.
Лектор Дели пользовался весьма неортодоксальными методами обучения. На одном уроке, посвященном пьесам Ибсена, он явился в класс с карманным зеркальцем в руке и с медалями на груди. «Вы не поймете творчества Ибсена, не узнав о его тщеславии и честолюбии», - поведал Лектор Дели. Разве можно было забыть такое?
Нередко он поворачивал все с ног на голову. «Любому дураку понятно, что существует множество возможных сценариев будущего, - сказал он однажды на уроке истории, - но и сценариев прошлого тоже немало, вы когда-нибудь об этом задумывались? Задание на завтра: напишите пару страниц о том, как Вторая мировая война выглядела глазами японца. Что сидите, рот разинув? Запишите домашнее задание в дневники».
Любимым коньком лектора Дели было заводить разговоры о том, что все школьные предметы были частью одной и той же экологической системы знаний. На своих уроках он демонстрировал, как любую вещь можно было из одного привычного контекста поставить в новый. Он рассказывал о поэтах на уроках истории и о религии на уроках норвежского. Для Юнаса было шоком, когда учитель заявил, что при написании сочинений они могли взять на вооружение знания математики и природоведения, области наук, по праву принадлежащих Креветке* и Фрёкен Пи*. Лектор Дели придерживался взглядов, которые спустя какие-то десять лет легли в основу работы университетов. Суть этих взглядов была в следующем:если человек хотел открыть что-то оригинальное, то он обязан был стоять, упираясь ногами в две различные области знаний. И чем дальше друг от друга лежали эти области, тем лучше.
Лектор Дели никак не мог об этом догадываться,но Юнас в своих мыслях сравнивал эту идею с медальоном, который он видел когда-то в детстве. На обеих сторонах этого медальона были нарисованы непонятные значки и черточки, которые, если его быстро прокрутить, сливались в надпись: "I love you."
______
*это клички учительниц. о них в предыдущих абзацах
@темы:
несанкционированные переводы,
Первооткрыватель
на этом месте я потерла ручонки и повела плечами
«Ребята, скажите, что вы видите?», спросил он
опять пунктуация при прямой речи! тебе сюда.
написав большую букву “H” на доске да так, что мел прыснул во все стороны.
запятая перед "да так", а еще мел не прыскает. Крошки полетели во все стороны, например.
Все ученики застыли в немом знаке вопроса.
а бывает говорящий знак вопроса?
Нет, он наоборот взращивал в ученике самое лучшее,
"наоборот" выделить запятыми
наряжался в пух и прах прежде чем приступить к делу.
влепить еще одну запятую перед "прежде".
эскизы к которым он рисовал сам и которые как по волшебству вытягивали правильные ответы
"как по волшебству" выделить. А эскизы вытягивали правильные ответы? или пиджаки? это как?
ту информацию, которая таились в их подсознании.
таилась: очепатка
«Вы не поймете творчества Ибсена, не узнав о его тщеславии и честолюбии», поведал Лектор Дели.
опять прямая речь)
На своих уроках он демонстрировал, как любую вещь можно было из одного привычного контекста поставить в новый.
няяя! у пикаперов это называется "рефрейминг" =^_^=
Эти взгляды звучали так
звучащие взгляды?
если человек хотел открыть что-то оригинальное, то он обязан был стоять на двух ногах, упирающихся в две различные области знаний.
как-то... "вот-оно-намотано". Ну их, эти две
разныеноги в двух разных областях. Можно проще - "...стоять, упираясь ногами в две различные области знаний". И так понятно, что в каждую область - по ноге. У нас их всего-то парочка.Юнас в своих мыслях сравнивал эту идею с медальоном, который он видел когда-то в детстве.
блииин, как я люблю эти тонкие сравнения в романе!
А у меня был такой преподаватель, Царство ему небесное, если таковое имеется. Потрясающий был лектор, к нему сползались люди с других факультетов просто послушать, хотя он вел, казалось бы, нудный предмет - языкознание. Был нашим завкафедрой, удивительно умел уложить знания в головы так, что нечего было учить к экзамену. Вытянув билет, ты начинал с ним беседовать, как за чашкой чая. Он не допытывался, чего ты не знаешь! он выяснял, что ты знаешь, а если ты запинался - сам же немедленно доказывал, что никто ничего не забыл, а просто запутался. И студент все мгновенно вспоминал и договаривал.
А потом его убило прободение язвы. И нам на замену назначили старую стерву, истребившую полфакультета. Пришлось мне сдавать ей на "отлично" - исключительно из уважения к покойному профессору.
А у меня был такой преподаватель, Царство ему небесное, если таковое имеется.
да, такие люди очень и очень редко, но попадаются... выпьем же за них!
запятая перед "да так", а еще мел не прыскает. Крошки полетели во все стороны, например.
прыск-прыск
а бывает говорящий знак вопроса? застыть в знаке вопроса - сомнительный оборот. Немой вопрос, а не его знак, можно увидеть у кого-то в глазах, а вот застыть в нем... немой вопрос только сам может застыть у кого-то на лице!
отличный коммент, я щеттттаю
"как по волшебству" выделить. А эскизы вытягивали правильные ответы? или пиджаки? это как?
да, там и правда как-то гулпо выходит. заменила на "появлялся на телеэкранах в самостоятельно смоделированных пиджаках, которые, как по волшебству, вытягивали правильные ответы у участников, " так понятнее? *я сама не особо знаю, как именно эти пиджаки воздействовали на участников, может быть, копну поглубже)
няяя! у пикаперов это называется "рефрейминг" =^_^=
а что, пикаперы не такие дураки
- "...стоять, упираясь ногами в две различные области знаний". И так понятно, что в каждую область - по ноге. У нас их всего-то парочка.
молодчинка ты моя... спасибо! знала бы ты, сколько я подобных вещей разматываю каждый раз.. но некоторые все еще остаются намотанными, просто адЪ
так, еще раз пьем за тебя и за бесценных преподавателей