в начале было слово. и слово было в творительном падеже
Перед вами еще один черновик отрывка из романа "Первооткрыватель" Яна Хьяштада, который я перевожу в рамках проекта в "Клубе неудачников". Каждую неделю я выкладываю в дневник по одному небольшому фрагменту. Критика и комментарии приветствуются.


Как узнать, что перед тобой твоя суженая? Жизнь ведь не один раз сводила меня с Маргрете. Я впервые столкнулся с ней в четвертом классе, незадолго до летних каникул. Столкнулся в прямом смысле слова, въезжая на велосипеде в школьные ворота. Единственное, что осталось в моей памяти от этого столкновения, - это вцепившиеся в меня глаза. Не столько даже глаза, сколько зрачки. Впервые в жизни я выделил зрачки в паре направленных на меня глаз. Я никогда не видел ничего чернее этих зрачков, ничего бездоннее, если можно так выразиться. Наше столкновение было похоже на звучание задержанного септаккорда, составляющего неожиданное вступление к «A Hard Days Night”, своего рода фальшстарт, выстреливший до официального начала. Напряжение, им созданное, нуждалось в разрешении.

читать дальше

@темы: несанкционированные переводы, Первооткрыватель

Комментарии
21.02.2013 в 23:15

I will
Наше столкновение было похоже на звучание задержанного соль-мажорного септаккорда, звучащего внезапно в самом начале «A Hard Days Night”
музыкальное образование жжет мне задницу!)) Полезла проверять, а правда ль там задержанный септаккорд и именно ли так он называется. Конкретного названия аккорда не нашла, но все-таки не уверена, что его можно так назвать. A Hard Day`s Night действительно в соль-мажоре, но этот знаменитый аккорд строится через какую-то... Эх, где моя теория?! я ведь олимпиады пачками выигрывала.
тот самый аккорд у битлов - это "ре-фа-ля-до-соль", я тут вижу малый минорный септаккорд от ре, дополненный тоникой, либо обращенный G7sus4 с ля, и это выносит мне мозги к чертям. Но я склонна считать, что оно все-таки от ре строится, посколько разрешается в тонику, в соль-мажор, как и положено всякому благопристойному септаккорду.
Господи, я все зануднее с каждым разом :facepalm:


мы отправились не к озерцу Бадедаммен, где мы барахтались в детстве, когда мы еще только начали взбираться по ступеням
мы-мы-мы
Убери два местоимения, тут и так понятно, кто барахтался и взбирался))


только пройдя приличный кусок
"пройти кусок"? как-то режет ухо.

заколдованого озерца
заколдованного

точнее то, что от него осталось
запятая после "точнее"

В тексте трижды встречается "самый", стоит заменить "самых крупных" на "крупнейших", на мой взгляд.

Единственное, что осталось в моей памяти от этого столкновения, это вцепившиеся в меня глаза.
я б поставила тире: Единственное, что осталось ..., - это глаза.

"можно сказать", "если можно так выразиться" - похожие вводные конструкции, которые тут весьма в изобилии, тоже заметны.
22.02.2013 в 04:03

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., насчет аккорда, на жаргоне он называется G7sus (sus означает suspended). так в принципе было в оригинале. я стала искать, в чем там соль (каламбур засчитан?), оказалось, что "задержанность" его в том, что это обращение доминантсептаккорда, в котором первая терция заменена на кварту. ловкость рук и никакого мошенства:

(вместо обещанной си, там до)

ты тоже училась на фоно? я, честно говоря, мало что помню из сольфеджио, но точно помню, что этого мы не проходили. это какое-то джазовое мракобесие, а у нас-таки все учителя были взращены на благопристойной советской музыке...скорее всего, такие вещи более знакомы тем, кто играет на гитаре... для игры на фортепиано гораздо важнее уметь читать ноты и быстро :) хотелось бы проконсультироваться с теми, кто играет на гитаре по вопросам терминологии. наверняка у них есть своё словечко для этого явления. думаю, писать "G7sus" или "аккорд G7sus" - это как-то слишком туманно... я спрошу у брата, он звуковик и вращается в музыкальных кругах!

спасибо за остальные комменты! сейчас поправлю. насчет некоторых ляпов я сомневалась, а некоторые я даже не заметила! вот что значит взгляд со стороны!
22.02.2013 в 10:11

I will
G7sus
просто sus написать нельзя, надо указать, куда он сус - sus2 или sus4.
помянутый мной обращенный G7sus4 с ля
- это оно и есть. Только, похоже, я перемудрила и ля там сама себе придумала :-D тогда у нас получается не задержанный септаккорд, а задержанный обращенный септаккорд, т.е. малый мажорный задержанный терцквартаккорд :facepalm:

ты тоже училась на фоно? я, честно говоря, мало что помню из сольфеджио, но точно помню, что этого мы не проходили.
8 лет обучения) и все семейство музыкальное :gigi: мама теоретик, сестра тоже (закончился Гнесинку), обе пианистки. Отец гитарист, тетя скрипачка, двоюродный брат тоже на скрипке в музыкальной школе учился. Кошмар))
это какое-то джазовое мракобесие, а у нас-таки все учителя были взращены на благопристойной советской музыке...
не, просто это уже курс училища. В музыкальной школе этого не дают.
хотелось бы проконсультироваться с теми, кто играет на гитаре по вопросам терминологии.
спрошу у отца))
но на самом деле аккорды у гитаристов называются по буквам, типа "Am - D7" (там и говорят: а-эм, дэ-семь). Соответственно, тут будет G7sus4.
Над этим аккордом 40 лет бились все гитаристы, никто не мог его идентично воспроизвести (битлы ублюдки). А потом его проанализировал хитроумный математик, и оказалось, что мерзкий Джордж Мартин там на фоношечке фа пальчиком нажал, чтоб оно так звучало. Ну не засранцы?!
Оффтоп: молодой человек вчера, пока я носилась с этим септаккордом, поинтересовался: слушай, а почему все эти исследователи за сорок лет не додумались у Маккартни, например, спросить просто, что они там накрутили?
"Ты представляешь себе, что такое Маккартни? - мрачно отозвалась я. - Это самый мерзкий сноб из всей четверки. Он бы точно с достоинством ответил, что недостающую ноту напердел Леннон!"


спасибо за остальные комменты! сейчас поправлю. насчет некоторых ляпов я сомневалась, а некоторые я даже не заметила! вот что значит взгляд со стороны!
всегда пожалуйста :) я, конечно, больше поэтический критикан, но в прозе тоже кое-что вижу.
22.02.2013 в 13:01

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi.,
просто sus написать нельзя, надо указать, куда он сус - sus2 или sus4.
передам автору при встрече! "Вы знаете, все бы у Вас в книжке хорошо, но вот там, помните, про битловский аккорд? там вы четверочку забыли... обидно ведь, такая хорошая книга пропадает..."

8 лет обучения) и все семейство музыкальное мама теоретик, сестра тоже (закончился Гнесинку), обе пианистки. Отец гитарист, тетя скрипачка, двоюродный брат тоже на скрипке в музыкальной школе учился.
а кошка на балалайке играет? :) не удивилась бы!

Оффтоп: молодой человек вчера, пока я носилась с этим септаккордом, поинтересовался: слушай, а почему все эти исследователи за сорок лет не додумались у Маккартни, например, спросить просто, что они там накрутили?
"Ты представляешь себе, что такое Маккартни? - мрачно отозвалась я. - Это самый мерзкий сноб из всей четверки. Он бы точно с достоинством ответил, что недостающую ноту напердел Леннон!"

лол, как альтернативная версия: они писались под такими тяжелыми наркотиками, что никто ничего не помнит :)

всегда пожалуйста я, конечно, больше поэтический критикан, но в прозе тоже кое-что вижу.
о, да ты еще крестиком вышиваешь, а не только гладью!
22.02.2013 в 13:06

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., а вот, скажи, есть ли смысл указывать, что аккорд "задержанный" или это его качество выражено в слове "терцквартаккорд". нет ли масло-маслянистости в словосочетании "задержанный терцквартаккорд"? ибо задержанность - это вроде как и есть замена терции квартой, не?

другими словами, описывает ли словосочетание "обращенный соль-мажорный терцквартаккорд" всю историю или кровь из носу нужно добавить "малый" и "задержанный"
22.02.2013 в 13:12

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., созрел, кстати, еще один вопрос, насчет имени героини - Маргрете. В нем есть очевидный недостаток - несклоняемость, из-за чего есть вероятность двусмысленности или осложнения конструкций (сфабрикованный на месте пример: "Кофе Маргрете остыл.") Я все подумываю заменить ее на имя Маргрета или даже на Маргарита. Но второе оно попахивает Булгаковым :)
22.02.2013 в 13:14

I will
передам автору при встрече! "Вы знаете, все бы у Вас в книжке хорошо, но вот там, помните, про битловский аккорд? там вы четверочку забыли... обидно ведь, такая хорошая книга пропадает..."
:lol:
точно! думаю, он все это время чувствовал себя глубоко несчастным из-за того, что, блин, всё сомневался: а правильно ли он аккордец-то написал?

а кошка на балалайке играет?
кошка играет на людях :lol: жуткий манипулятор.

о, да ты еще крестиком вышиваешь, а не только гладью!
о черт! откуда ты знаешь? :lol:

а вот, скажи, есть ли смысл указывать, что аккорд "задержанный" или это его качество выражено в слове "терцквартаккорд".
есть. Таким диссонансным и странным его делает именно задержанность. Другой вопрос - будет ли уместно в художественном тексте сорить такими матерными терминами...

нет ли масло-маслянистости в словосочетании "задержанный терцквартаккорд"? ибо задержанность - это вроде как и есть замена терции квартой, не?
не-не-неее))) терцквартаккорд - это одно из обращений ЛЮБОГО септаккорда. Еще есть квинтсекстаккорд и секундаккорд.

описывает ли словосочетание "обращенный соль-мажорный терцквартаккорд" всю историю или кровь из носу нужно добавить "малый" и "задержанный"
я тут подумала мозгом и решила, что вообще смешно скрупулезно выискивать такие ужасные слова, чтобы ими щегольнуть там, где они не имеют действительного значения. Напиши "задержанный аккорд": никакого ужасающего музыкального мата, вызывающего у нормального читателя желание прокашляться и протереть глаза, и, вообще-то говоря, совершенно точно без ошибки!)
22.02.2013 в 13:17

I will
насчет имени героини - Маргрете. В нем есть очевидный недостаток - несклоняемость, из-за чего есть вероятность двусмысленности или осложнения конструкций (сфабрикованный на месте пример: "Кофе Маргрете остыл."
зачеем? мы ж не меняем Джейн на Женю, а Бетти - на Лизавету. Читатель не совсем имбецил, уж разберется, что остыл кофе, принадлежащий Маргрете, все давно привыкли к несклоняемым именам.
22.02.2013 в 13:19

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., нет ли масло-маслянистости в словосочетании "задержанный терцквартаккорд"? ибо задержанность - это вроде как и есть замена терции квартой, не?
не-не-неее))) терцквартаккорд - это одно из обращений ЛЮБОГО септаккорда. Еще есть квинтсекстаккорд и секундаккорд.

а... все, теперь я вспомнила ВСЁ! (и как меня линейкой по пальцем били, шутка, не было такого). это по очередности интервалов в аккорде. лох-лох я.

ладно, оставим без мата. но и без цыферок-буковок (по моему скромному мнению "G7sus4" или даже "аккорд G7sus4" более матерная вещь, чем даже самое развернутое описание этогго несчастного септаккорда...
22.02.2013 в 13:24

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., ок, ок, просто конкретно это имя звучит как родительный или дательный имени "Маргрета". Мы-то можем думать, что мы зарубили себе на носу, что героиню зовут МаргретЕ, но наш мозг ведь хитрый, при чтении он профильтровывает все варианты и возмущается, когда ему подсовывают МаргретУ вместо МаргретЕ. Например: "Дай остывший кофе Магрете!" Маргрете дать кофе? Или дать ТЕБЕ кофе, принадлежавший Маргрете? Или дать тебе по мозгам?

В общем, я поняла позицию, скорее всего, оставлю, несмотря на смутные сомнения.
22.02.2013 в 13:29

I will
а... все, теперь я вспомнила ВСЁ!
да я еще и гипнотизер :lol:
наш мозг ведь хитрый, при чтении он профильтровывает все варианты и возмущается, когда ему подсовывают МаргретУ вместо МаргретЕ
когда мозг уже трижды увидел, что Маргрете автор не изволил просклонять, он запоминает, что оно так и нужно. Я никогда не задерживаюсь глазами на непривычных именах после того, как встретила их парочку раз в тексте) в общем, не загоняйся, читатель к тому же обязательно будет делать скидку на "книжка-то бусурманская, они там как поназывают, чо удивляться!" :-D
22.02.2013 в 13:41

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., хехе :) ну ладно, ладно, утешила!
22.02.2013 в 14:02

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
брат подал голос:
это что-то вроде малый мажорный септ с альтерированным терцовым тоном. Маж7+3 так он в Рашке записывался вроде...слово "удержание/задержание" встречалось мне только в секвенциях.
22.02.2013 в 14:21

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
брат пообщался с джазовиками и признал свою ошибку: теперь его версия "септаккорд с задержанием" :) там просто получается одинаковый аккорд с разными формами записи...
23.02.2013 в 00:31

I will
Энтропия в энной степени, мама-теоретик сказала, что все эти "задержанный соль-мажорный..." - это эстрадный мэйнстрим! :-D расово верные музыкальные теоретики их называют и записывают по-другому)
23.02.2013 в 00:51

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., правдорубы отакуе! а как она называет его?
23.02.2013 в 01:01

I will
Энтропия в энной степени, я уже выпила винища и все забыла :-D завтра еще спрошу!
23.02.2013 в 19:39

I will
это называецо всего-то "малый мажорный септаккорд с квартой" и записывается как "V7-4" (четверка вверху, лень заморачиваться с форматированием, а V - это римская 5) :gigi: пятерка там потому, что доминанта, но это обозначение для такой песни вообще не особенно-то подходит, поскольку там, прости Господи, миксолидийский лад, но при этом в субдоминанте сохраняется фа-диез, и этот септаккорд там не доминантный, а...
словом, суровые теоретики морщат свои носы на эстрадные извращения, которые даже нормально, расово верно описать нельзя :lol:
23.02.2013 в 21:28

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
.Shamsi., на слове "миксолидийский лад" я сделала так: :buh:
ох уж эти эстрадные извращения....
23.02.2013 в 21:29

I will
Энтропия в энной степени, а вот! собрались, блин, четыре самоучки, да и показали всем свой фа-бекар в соль-мажоре, паршивцы! не дают честным теоретикам себя по косточкам разобрать! :-D